Виталий Вульф расстался с Первым каналом и открывает
новую программу на "России"
Это совпало случайно: закрытие передачи "Серебряный
шар" в связи с подачей Виталием Вульфом заявления об уходе
с Первого канала и подписание президентом Путиным Указа о награждении
Вульфа орденом Почета за ту же программу. Указ вышел в связи с юбилейным,
100-м, выпуском передачи. К тому моменту на Первом уже было известно,
что Вульф после девяти лет работы на канале прекращает снимать "Серебряный
шар". И делает это несмотря на хорошие рейтинги передачи, возникшей
еще при Владе Листьеве.
"МН" стали известны причины перехода Виталия
Вульфа на канал "Россия", в штат которого он зачислен
на прошлой неделе, а также подробности того, какая программа теперь
будет у популярного ведущего.
ПЕРВЫЙ
В субботу Первый канал повторил юбилейную, 100-ю,
передачу "Серебряный шар" - "Лица XX века".
Лицо самого Виталия Вульфа уже надежно вписалось в XX век. Он прожил
интересную жизнь театрального критика, переводчика, писателя, но
особенно популярным стал, рассказывая о чужих жизнях. В своих передачах
Вульф импровизировал - перед ним никогда не было ни текста, ни монитора-подсказки.
В это не верил даже Листьев и однажды пришел на съемки, чтобы убедиться
самому. "Я человек не телевизионный, - сказал Вульф потрясенному
Листьеву. - Единственное, чем меня наградила природа, - это дар
устной речи. Если я стану телевизионным человеком, я потеряю непосредственность".
За девять лет он ее не потерял. В своей юбилейной
программе Вульф заметил, что с наслаждением рассказывал о своих
героях. Его причастность к тому, о чем он говорил, ощущалась даже
тогда, когда было совершенно очевидно, что не мог он дружить с Натальей
Николаевной Пушкиной или обмениваться мнениями с Шарлем де Голлем.
Эта кажущаяся причастность (хотя во многих случаях, как с Олегом
Ефремовым, Юрием Григоровичем, Марией Бабановой и так далее, она
была реальной) могла кого-то привлекать, а кого-то и раздражать.
Говорят, узнав о том, что Вульф собирается снимать передачу о Горьком,
Константин Эрнст спросил: "Что, Вульф и Горького лично знал?"
Какие-то программы Вульфа вызывали у руководства
Первого канала восторг, какие-то, наоборот, не нравились. К последним
относится цикл о диктаторах, состоявший из трех программ - об Иосипе
Броз Тито, Муссолини и фактически о Гитлере, хотя в программе рассказывалось
о Еве Браун.
Про эти программы один критик написал, что они построены
на Фрейде, в них основной акцент не на политике, а на личной жизни.
Но, собственно, из-за этого необычного, человеческого взгляда на
диктаторов программы и имели успех. На примере личной жизни Тито,
Муссолини и Гитлера автор передачи пытался объяснить, почему, несмотря
на все их злодеяния, люди за ними шли. Взгляд Вульфа расходился
с традиционной оценкой диктаторов. К примеру, о Муссолини рассказывалось,
что он был скрипачом, блестяще знал французский, что он защищал
евреев и при нем в Италии не было антисемитизма. Программа заканчивалась
фразой Вульфа о том, что фашизм Муссолини был мягче фашизма Сталина.
Говорят, на Первом канале были очень недовольны этими программами.
Передачи о диктаторах, вышедшие осенью прошлого года, не повторялись
ни разу.
Видимо, Вульфу последние годы не было уютно на Первом.
В 2003-м ситуация усугубилась тем, что программа "Серебряный
шар" не выходила несколько месяцев.
В юбилейном "Серебряном шаре" Виталий Вульф
скажет: "Сегодня мы живем в поп-пространстве".
ВТОРОЙ
На канале "Россия" с осени будет выходить
программа, видимо, под названием "Хроники Виталия Вульфа".
Она сохранит форму "Серебряного шара", но опираться будет
не только на биографии известных людей, но и на знаковые события.
В ее основу лягут документальные ленты, которые мало кто видел и
помнит, - "Миссия Молотова в Берлин", "Визит Риббентропа
в Москву", "Юбилей МХАТа" в 1948 году... Но первая
программа Вульфа на канале "Россия" будет посвящена Владу
Листьеву.
У Вульфа были очень теплые отношения с Листьевым.
За три недели до гибели Листьев прилетел с женой в Париж, где уже
находился Вульф. Пять дней Виталий Яковлевич показывал Листьеву
Париж, хотя, конечно, Влад бывал в нем и прежде. В частности, они
ходили по кладбищу Сен-Женевьев-де-Буа, которое произвело сильное
впечатление на Влада. Он сказал: "Если умрешь, как хорошо быть
здесь похороненным".
Тогда в Париже произошел очень трогательный случай.
Влад с женой и Виталий Вульф зашли в магазин в районе Лувра. Влад
стал примерять модные тогда японские пиджаки, но они не подошли
ему. Он предложил померить Вульфу, и тому было идеально. "Я
покупаю. Это подарок от меня", - сказал Влад. "Вы с ума
сошли, это очень дорого", - запротестовал Виталий Яковлевич
и увел Влада из магазина. На другой день после отъезда Листьева
с женой в Москву в номер Вульфа в отеле служащий принес пакет от
Листьева. В нем был тот самый пиджак.
В середине февраля 1995-го они уже встречались в
Москве, дома у Листьева. За столом Влад начал разговор о том, что
он хочет убрать рекламу с канала. Альбина сказала ему: "Тебе
нужна охрана". Обращаясь к Вульфу, Листьев спросил: "Ну
как ей объяснить, что никакая охрана не поможет?"
За день до смерти они разговаривали по телефону.
Вульф сказал Владу, что ему не нравится его голос. "Голос плохой,
- согласился Листьев, - и все плохо. Не надо было мне занимать этот
пост".
Вдова Влада Альбина готова дать для новой программы
Виталия Вульфа неизвестные и малоизвестные материалы. К примеру,
интервью мужа одной из региональных телекомпаний, в котором Листьев
говорит: "Сегодня я жив, а завтра меня могут убить".
МЕЖДУ ПЕРВЫМ И ВТОРЫМ
Права на программы "Серебряный шар" последних
двух лет принадлежат Первому каналу (предыдущие - "ВиДу").
Будут ли передачи идти в повторах или у программы появится новый
ведущий, неизвестно.
Своими лучшими программами, которые ему не принадлежат,
Виталий Вульф считает передачу о Дорониной и программу "Возвращение
Марины Цветаевой" (за нее ведущий получил ТЭФИ).
Я спросила Виталия Вульфа: а сам он хотел бы, чтобы
о его жизни кто-нибудь рассказывал с экрана?
- Чтобы рассказывать о моей жизни, надо ее знать,
- ответил Виталий Яковлевич. - А знают ее очень мало людей. Да и
то знают только поверху. А я все-таки знал жизнь тех людей, о которых
снимал программы. С Бабановой я дружил 25 лет. Жизнь Ангелины Степановой
я знал, потому что она мне очень доверяла. И в последние годы ее
жизни я был единственным человеком, с которым она общалась. Кроме
того, я очень люблю документы и письма. Например, я сделал передачу
об Урбанском. Я знал его очень поверхностно, а повторять банальности
не хотелось. И я позвонил Тане Лавровой, спросил, сохранилось ли
что-нибудь от него. Она принесла мне письма Жени к ней. И создалась
передача. Это надо знать изнутри. А сейчас мы писем не пишем. Мы
разговариваем по мобильному.
С Константином Эрнстом Вульф перед уходом не поговорил
даже по мобильному. По нашим сведениям, он написал гендиректору
Первого канала письмо, в котором объявил о том, что закрывает программу,
поскольку они с ним расходятся во взглядах: Эрнсту важна современная
форма, а Вульфу - содержание.
Может быть сто причин, по которым ведущий расходится
с руководителем канала - на то они и творческие люди, чтобы порой
не совпадать во взглядах. И в этом случае, возможно, были еще какие-то
причины, которые нам неизвестны. Но беспокойство вызывает то, что
скоро может не остаться на экране людей, способных вести умный и
содержательный разговор. Или эти люди все же останутся, но за спиной
у них для совершенствования формы будет ритмично дергаться группа
подтанцовки, а вокруг будет клубиться дым от жидкого азота.
|