«Белая стая» готовится к взлету
Популярный телеведущий Виталий Вульф переходит на канал «Россия»

Валерий Кичин
«Российская газета» 22 июля 2003 г.

5 июля одна из самых рейтинговых передач Первого канала «Серебряного шар» вышла в эфир в последний раз. Ее автор и ведущий Виталий Вульф начинает свой проект на канале «Россия». О причинах перехода и новых планах – наш разговор.

- Совсем недавно прошел сотый выпуск «Серебреного шара» - и вдруг обрыв пленки. В чем дело?

- Мысль об уходе возникла давно. Я постоянно ощущал, что мои усилия не очень важны для Первого канала. Если нужно было ставить в сетку вещания хоккей или футбол, страдала именно наша передача. Константин Эрнст – человек одаренный и безусловный профессионал. Но за 9 лет мы не разу не говорили с ним о делах. Только когда подписывали контракт, который, кстати, не был выполнен.

- Что, так трудно к нему пробиться?

- Он занят. Он хозяин канала, у него абсолютная власть. Очень редко он звонил – когда ему что-то нравилось или не нравилось. Так, он не принял передачу о Еве Браун, через фигуру которой я хотел показать Гитлера. Позвонил за 20 минут до конца, не досмотрев, и был в негодовании оттого, что все построено на фрейдистских мотивах. После этого я не выходил в эфир не в январе, не в феврале. На май планировалась передача о Блоке – ее сняли, и это было последней каплей. Мое заявление об уходе Эрнст не подписывал почти полтора месяца. 18 июля мне вручили орден Почета за «Серебряный шар», который я делал для Первого канала, и это было показано новостями многих каналов, кроме Первого.

- Когда Вы надумали уйти, у вас были предложения?

- Как только я подал заявление, они появились. Никто меня не переманивал.

- Насколько я понимаю, на канале «Россия» будет уже не «Серебряный шар».

- У Анны Ахматовой есть цикл «Белая стая» - мне показалось, что это замечательное название. В «Белой стае» собираются те, кто отличаются от других. Передачи будут посвящены не только персоналиям, а – событиям. И основаны на документальной хронике. Темы, как и прежде, очень разные. К примеру, я посмотрел недавно две ленты: «Миссия Молотова в Берлине» и «Визит Риббентропа в Москву». Их у нас никто не видел. Но там вся подоплека Второй мировой войны. Или: есть лента 1948 года о юбилее МХАТа и сюжет «Похороны Немировича-Данченко». Если их соединить, можно рассказать о начале падения лучшего театра страны.

- Какую долю в вашей передаче будут занимать видеоматериалы?

- Половину экранного времени. Весь хронометраж – 44 минуты. Старт 15 сентября, и когда выйдем в запланированный режим, передача будет в эфире дважды в месяц.

- Тема первой передачи?

- Влад Листьев. Есть много документальных материалов: его интервью региональным каналам, он в быту, его поездки. Интересно вернуться к его «Часу - пик», к «Полю чудес», которые он вел, к «Взгляду» - показать весь его путь. Это будет ниточка и к моему телевизионному прошлому (Листьеву я обязан своей телевизионной карьерой) и к прошлому ТВ. Хочу сделать передачи о русской Праге, русском Париже, русском Берлине. Предстоит большая работа в киноархиве. На ВГРТК относятся к этим проектам серьёзно, но, конечно, все будет зависеть от того, какой получится передача и какой к ней будет зрительский интерес.

- Вы сказали: «Проектами» - есть и другие планы?

- Да, мне предложили быть еще и обозревателем культурной жизни столицы. Это 10-минутные еженедельные выпуски. Мой взгляд на спектакль, книгу, проблему, явление.

- А не возникает у вас соблазна те фигуры, о которых вы рассказывали, раскрыть по-новому, в ином ракурсе?

- Я еще об этом не думал, но, наверное, такое возможно.Хочется сделать передачу о Петре Алейникове – новое поколение это имя даже не знает. Коснуться знаменитых киноактрис – таких как Людмила Марченко, Нинель Мышкова, Ия Арепина, живущая подаяниями героиня фильма «Весна на Заречной улице» Нина Иванова, которая бедствует. Когда я делал передачу об Алле Ларионовой, мы встретились в Доме кино. Уже умер Николай Рыбников, уже случился в ее судьбе тот трагический перелом, но передо мной сидела по-прежнему фантастически красивая женщина и рассказывала, как от полной нищеты ее спас Вячеслав Шалевич – пригласил ее в спектакль по Зощенко. В театре «Современник», который я когда-то любил, талантливейшая Нина Дорошина уже скоро 10 лет не получает новых ролей. А Валентина Калинина, героиня фильма «Урок жизни»! Она еще до разделения МХАТа была от него отлучена и умерла в полной бедности. Когда я делал передачу о Лидии Драновской, звезде фильма «Поезд идет на Восток» меня отговаривали: кто ее знает! Не знают – узнают, отвечал я. И успех был грандиозный, после передачи Драновская наконец получила звание заслуженной артистки России. А Тамара Носова! Только за роль в «Карнавальной ночи» которая беспрерывно на телеэкранах, в любой стране она получала бы хорошие отчисления, а у нас ТВ на ней зарабатывает, но актриса живет на жалкую пенсию. А кто знает, как провела последние годы Марина Ладынина, любимейшая актриса миллионов! Если бы не Наина Иосифовна Ельцина, которая о ней заботилась, она умерла бы много раньше. Даже после смерти ее собирались хоронить на Ваганьковском кладбище, и только хлопотами Наины Иосифовны ей досталось место на Новодевичьем.

- Душераздирающие темы. Ваша передача будет посвящена только прошлому?

- Нет, я буду использовать документальные материалы о современности. Идет смена поколений в театрах: кто-то увядает, кто-то расцветает. К сожалению, в эти процессы очень агрессивно вторгаются журналисты, которые невероятно субъективны при малом багаже знаний исбитых критериях, а любовь их крайне неверная и нестойкая. Помните, какой был шум когда Андрей Житинкин стал главным режиссером Театра на Малой Бронной? Теперь он без работы – и его тут же забыли. Для критиков существует только мода, а театральный процесс они видеть не хотят и не умеют. Я бы хотел сделать передачу об Юрии Григоровиче, которого критики обливали грязью. И о нашем неуважении к таким титанам, как Светланов или Рождественский.

- Можно ли сформулировать общую идею будущей программы?

- Ее задача – попытаться сохранить культурный стандарт, нормальную иерархию ценностей. Когда критики кричат в экстазе: «Ах, Някрошюс, ах, гениально!» - это имеет отношение только к ими же создаваемой моде. А с его шестичасового «Вишневого сада» уходят в массовом порядке, не досмотрев. Причем уходят люди искусства, знающие толк и в театре и в Чехове. Возможны разные оценки, но всегда существовал объективный стандарт: что такое хорошо и что такое плохо. Сейчас эти понятия часто меняются местами.

- Молодые скажут, что у каждого века свои ценности.

- И будут правы. Но есть ценности универсальные, а есть мода, над ними ахают в тусовках и тут же забывают. Цветаева – художник на все времена, и многие молодые влюблены в ее поэзию. А кто-то к ней глух – так было всегда. Но этому «кому-то» кто-то должен показать, что кроме его личных вкусов есть объективная система ценностей.