5 июля одна из самых рейтинговых передач Первого
канала «Серебряного шар» вышла в эфир в последний раз. Ее автор
и ведущий Виталий Вульф начинает свой проект на канале «Россия».
О причинах перехода и новых планах – наш разговор.
- Совсем недавно прошел сотый
выпуск «Серебреного шара» - и вдруг обрыв пленки. В чем дело?
- Мысль об уходе возникла давно. Я постоянно ощущал,
что мои усилия не очень важны для Первого канала. Если нужно было
ставить в сетку вещания хоккей или футбол, страдала именно наша
передача. Константин Эрнст – человек одаренный и безусловный профессионал.
Но за 9 лет мы не разу не говорили с ним о делах. Только когда подписывали
контракт, который, кстати, не был выполнен.
- Что, так трудно к нему пробиться?
- Он занят. Он хозяин канала, у него абсолютная власть.
Очень редко он звонил – когда ему что-то нравилось или не нравилось.
Так, он не принял передачу о Еве Браун, через фигуру которой я хотел
показать Гитлера. Позвонил за 20 минут до конца, не досмотрев, и
был в негодовании оттого, что все построено на фрейдистских мотивах.
После этого я не выходил в эфир не в январе, не в феврале. На май
планировалась передача о Блоке – ее сняли, и это было последней
каплей. Мое заявление об уходе Эрнст не подписывал почти полтора
месяца. 18 июля мне вручили орден Почета за «Серебряный шар», который
я делал для Первого канала, и это было показано новостями многих
каналов, кроме Первого.
- Когда Вы надумали уйти, у
вас были предложения?
- Как только я подал заявление, они появились. Никто
меня не переманивал.
- Насколько я понимаю, на канале
«Россия» будет уже не «Серебряный шар».
- У Анны Ахматовой есть цикл «Белая стая» - мне показалось,
что это замечательное название. В «Белой стае» собираются те, кто
отличаются от других. Передачи будут посвящены не только персоналиям,
а – событиям. И основаны на документальной хронике. Темы, как и
прежде, очень разные. К примеру, я посмотрел недавно две ленты:
«Миссия Молотова в Берлине» и «Визит Риббентропа в Москву». Их у
нас никто не видел. Но там вся подоплека Второй мировой войны. Или:
есть лента 1948 года о юбилее МХАТа и сюжет «Похороны Немировича-Данченко».
Если их соединить, можно рассказать о начале падения лучшего театра
страны.
- Какую долю в вашей передаче
будут занимать видеоматериалы?
- Половину экранного времени. Весь хронометраж –
44 минуты. Старт 15 сентября, и когда выйдем в запланированный режим,
передача будет в эфире дважды в месяц.
- Тема первой передачи?
- Влад Листьев. Есть много документальных материалов:
его интервью региональным каналам, он в быту, его поездки. Интересно
вернуться к его «Часу - пик», к «Полю чудес», которые он вел, к
«Взгляду» - показать весь его путь. Это будет ниточка и к моему
телевизионному прошлому (Листьеву я обязан своей телевизионной карьерой)
и к прошлому ТВ. Хочу сделать передачи о русской Праге, русском
Париже, русском Берлине. Предстоит большая работа в киноархиве.
На ВГРТК относятся к этим проектам серьёзно, но, конечно, все будет
зависеть от того, какой получится передача и какой к ней будет зрительский
интерес.
- Вы сказали: «Проектами» -
есть и другие планы?
- Да, мне предложили быть еще и обозревателем культурной
жизни столицы. Это 10-минутные еженедельные выпуски. Мой взгляд
на спектакль, книгу, проблему, явление.
- А не возникает у вас соблазна
те фигуры, о которых вы рассказывали, раскрыть по-новому, в ином
ракурсе?
- Я еще об этом не думал, но, наверное, такое возможно.Хочется
сделать передачу о Петре Алейникове – новое поколение это имя даже
не знает. Коснуться знаменитых киноактрис – таких как Людмила Марченко,
Нинель Мышкова, Ия Арепина, живущая подаяниями героиня фильма «Весна
на Заречной улице» Нина Иванова, которая бедствует. Когда я делал
передачу об Алле Ларионовой, мы встретились в Доме кино. Уже умер
Николай Рыбников, уже случился в ее судьбе тот трагический перелом,
но передо мной сидела по-прежнему фантастически красивая женщина
и рассказывала, как от полной нищеты ее спас Вячеслав Шалевич –
пригласил ее в спектакль по Зощенко. В театре «Современник», который
я когда-то любил, талантливейшая Нина Дорошина уже скоро 10 лет
не получает новых ролей. А Валентина Калинина, героиня фильма «Урок
жизни»! Она еще до разделения МХАТа была от него отлучена и умерла
в полной бедности. Когда я делал передачу о Лидии Драновской, звезде
фильма «Поезд идет на Восток» меня отговаривали: кто ее знает! Не
знают – узнают, отвечал я. И успех был грандиозный, после передачи
Драновская наконец получила звание заслуженной артистки России.
А Тамара Носова! Только за роль в «Карнавальной ночи» которая беспрерывно
на телеэкранах, в любой стране она получала бы хорошие отчисления,
а у нас ТВ на ней зарабатывает, но актриса живет на жалкую пенсию.
А кто знает, как провела последние годы Марина Ладынина, любимейшая
актриса миллионов! Если бы не Наина Иосифовна Ельцина, которая о
ней заботилась, она умерла бы много раньше. Даже после смерти ее
собирались хоронить на Ваганьковском кладбище, и только хлопотами
Наины Иосифовны ей досталось место на Новодевичьем.
- Душераздирающие темы. Ваша
передача будет посвящена только прошлому?
- Нет, я буду использовать документальные материалы
о современности. Идет смена поколений в театрах: кто-то увядает,
кто-то расцветает. К сожалению, в эти процессы очень агрессивно
вторгаются журналисты, которые невероятно субъективны при малом
багаже знаний исбитых критериях, а любовь их крайне неверная и нестойкая.
Помните, какой был шум когда Андрей Житинкин стал главным режиссером
Театра на Малой Бронной? Теперь он без работы – и его тут же забыли.
Для критиков существует только мода, а театральный процесс они видеть
не хотят и не умеют. Я бы хотел сделать передачу об Юрии Григоровиче,
которого критики обливали грязью. И о нашем неуважении к таким титанам,
как Светланов или Рождественский.
- Можно ли сформулировать общую
идею будущей программы?
- Ее задача – попытаться сохранить культурный стандарт,
нормальную иерархию ценностей. Когда критики кричат в экстазе: «Ах,
Някрошюс, ах, гениально!» - это имеет отношение только к ими же
создаваемой моде. А с его шестичасового «Вишневого сада» уходят
в массовом порядке, не досмотрев. Причем уходят люди искусства,
знающие толк и в театре и в Чехове. Возможны разные оценки, но всегда
существовал объективный стандарт: что такое хорошо и что такое плохо.
Сейчас эти понятия часто меняются местами.
- Молодые скажут, что у каждого
века свои ценности.
- И будут правы. Но есть ценности универсальные,
а есть мода, над ними ахают в тусовках и тут же забывают. Цветаева
– художник на все времена, и многие молодые влюблены в ее поэзию.
А кто-то к ней глух – так было всегда. Но этому «кому-то» кто-то
должен показать, что кроме его личных вкусов есть объективная система
ценностей.
|