Восемь с половиной
«Серебряный шар» празднует юбилей

Валерий Кичин, «Российская газета» 12.04.2003    

Сегодня сотый выпуск популярной телепрограммы «Серебряный шар», придуманной и ведомой историком театра, писателем и критиком Виталием Вульфом. Мы беседуем с ее автором.

- Что мы увидим в сотой передаче?

- Это обзор всего того, что я сделал за восемь с половиной лет. Честно говоря, начиная «Серебряный шар», я не предполагал, что он продержится в эфире так долго. Ведь это сотая оригинальная передача, не считая многочисленных повторов.

- Вы прирожденный рассказчик. Расскажите, что предшествует Вашему рассказу в кадре.

- Влад Листьев, стоявший у истоков программы, был уверен, что я читаю текст с телесуфлера. И очень удивился, когда узнал, что «Серебряный шар» – импровизация. Но импровизация хороша, когда опирается на знание предмета: для каждой передачи приходится очень много читать. В моей библиотеке шесть биографий одного только Черчиля. И я занимался его личностью около года, прежде чем мы начали съемки.

- По какому принципу выбираете своих героев?

- Есть много деятелей искусства, о которых я не рассказываю: либо это судьбы благополучные, либо обычные без драматизма. А есть биографии, из которых я мог бы сделать многосерийные передачи. Жизнь Ангелины Степановой, Марии Бабановой, Татьяны Самойловой – это все многосерийные ленты. Интересно, когда жизнь героев драматична.

- Какую из передач вы считаете своей главной удачей?

- Думаю, о Татьяне Дорониной. Хотя, за эту передачу я имел массу неприятностей.

- А какую не любите?

- Были случаи, когда я уже готовую передачу просто не выпускал. Так случилось, например, с рассказом про Настю Вертинскую. Когда-то мы были в добрых отношениях, потом что-то случилось. Меня задело ее недоброе высказывание об Олеге Ефремове. Она – острая комедийная актриса и женщина сказочной красоты и свою лучшую роль сыграла у Эфроса в «Тартюфе», но актрисой ее сделал Ефремов! Это ее высказывание мне запало в душу и сказалось на тоне передачи. Я посмотрел готовый монтаж: сидит неприятный человек и явно не любит свою героиню. И тогда я сам снял передачу с эфира.

- Вы сказали, что Листьев стоял у истоков передачи, можно поподробнее?

- Я на ТВ с 1990 года и дебютировал передачей о Марии Бабановой. Потом сделал еще 11 передач вне всякого цикла и уехал в Америку и там прожил два года. А когда вернулся, и в стране, и на телевидении все изменилось. И тут Влад Листьев предложил мне перейти к нему в компанию ВИД. И попросил придумать название будущей программы. Я сказал: «Был Серебряный век – почему бы нам не сделать «Серебряный шар»?

- С чего начали?

- Первый выпуск был о Сергее Мартинсоне. И сотый выпуск я тоже заканчиваю фрагментом о Мартинсоне, который в 65 лет танцевал на сцене так, как никто не умел. Посмотрите посредственный фильм «Сильва»: Мартинсон в роли Бони там фантастичен.

- Вы были дружны с Листьевым?

- Да. В год его гибели я был в Париже, и он с женой приехал ко мне, мы ходили по кладбищу Сент-Женевьев дю Буа, и оно произвело на Влада сильнейшее впечатление. Он говорил: хорошо бы сделать цикл о русской эмиграции! Через несколько дней я позвонил ему в Москву, он был в очень плохом настроении. За несколько дней до убийства я его спросил, почему он ходит без охраны. Он ответил: это не поможет. Влад в сущности дал мне дорогу на ТВ. Передо мной открылся новый путь, и я чувствовал, что это мой путь.

- Вам не кажется, что мир людей, о которых вы рассказываете, погрузился в бездну и остались немногие энтузиасты, которые, как вы, пытаются сделать его живым и сомкнуть цепь времен?

- Без прошлого будущее не построишь. У передач высокий рейтинг, значит, это принимаем не только мы с вами. Имеют ли эти передачи реальный вес для современного ТВ? Несомненно имеют. Телевидение не может ориентироваться только на тех, кто слушает Кристину Орбакайте и Машу Распутину. Только что вышедшую книгу «Серебряный шар» раскупают очень быстро. В книжных магазинах полно людей, и они приходят не только за Марининой. И на вечерах моих в больших залах слушатели стоят вдоль стен.

- Какие передачи пользовались наибольшим успехом?

- Наши рейтинги – диаграмма интереса публики к явлениям культуры. Если Ахматова и Цветаева на пике популярности, то на Блока спрос заметно упал. А наибольший рейтинг – до 34 процентов аудитории – был у передач об Алле Ларионовой и Максиме Горьком.

- Если судить по прессе, Горький – певец Страны Советов и устарел?

- А зрители сделали свой выбор. Эту передачу показывали несколько раз.

- Новое время – новые ценности: ощущение, что хозяйничают варвары, которых интересуют только дискотеки и прикольное кино. Горький, Маяковский, Дунаевский и еще многие великие оказались в опале у масс-медиа, и это можно назвать культурной катастрофой. Ваша передача здесь – капля в море. Классический вопрос: что делать?

- Деградация очень заметна. Для меня самое болезненное – резкое снижение уровня театрального искусства. Режиссеров-гигантов почти уже нет, молодые режиссеры предпочитают ставить спектакли «по мотивам» – так им проще выразить себя. Молодая критика, подчас очень способная, заражена негативизмом ко всему, что было до нее. Этот негативизм порожден невежеством, но для кого-то это сознательный идеологический выбор. Когда один критик пишет, что Ангелина Степанова, будучи секретарем парткома, не могла играть любовь и секс, я понимаю, что новая идеология способна так же ослеплять как и старая. Потому что автору и не снился тот накал страстей, которым жила Степанова на сцене и в жизни. Мне кажется, что сегодняшнее массовое искусство превращает вчерашних интеллектуалов в толпу. У этой толпы нет идеалов, ей не к чему стремиться, она живет модой дня. Я два года жил в Америке, американцы – невероятные патриоты. У нас теперь это почти нарицательное понятие.

- С какими чувствами вы приступали к работе над сотой передачей?

- За восемь с половиной лет многое изменилось и во мне, и на телевидении. Передача стала одной из популярнейших на первом канале, но в кабинете Константина Эрнста я не был никогда. У меня всегда было ощущение, что «Серебряный шар» существует как бы на обочине канала. Никто никогда не интересовался моими планами и тем, что я хочу от дальнейших передач.

- Это вообще такой стиль на ТВ: прагматичные люди используют то, что приносит доход, и отбрасывают все остальное.

- Я и говорю об этом не из чувства обиды, а констатирую эту новую реальность.

- Итак, сто передач, все самое интересное рассказано: титаны все на счету. Что дальше?

- Сейчас я делаю передачу о Блоке, готовлюсь к передаче о Наталье Варлей. Какое-то время «Серебряный шар» будет выходить, потом придумаю что-нибудь другое.