Сегодня сотый выпуск популярной
телепрограммы «Серебряный шар», придуманной и ведомой историком
театра, писателем и критиком Виталием Вульфом. Мы беседуем с ее
автором.
- Что мы увидим в сотой передаче?
- Это обзор всего того, что я сделал за восемь с
половиной лет. Честно говоря, начиная «Серебряный шар», я не предполагал,
что он продержится в эфире так долго. Ведь это сотая оригинальная
передача, не считая многочисленных повторов.
- Вы прирожденный рассказчик.
Расскажите, что предшествует Вашему рассказу в кадре.
- Влад Листьев, стоявший у истоков программы, был
уверен, что я читаю текст с телесуфлера. И очень удивился, когда
узнал, что «Серебряный шар» – импровизация. Но импровизация хороша,
когда опирается на знание предмета: для каждой передачи приходится
очень много читать. В моей библиотеке шесть биографий одного только
Черчиля. И я занимался его личностью около года, прежде чем мы начали
съемки.
- По какому принципу выбираете
своих героев?
- Есть много деятелей искусства, о которых я не рассказываю:
либо это судьбы благополучные, либо обычные без драматизма. А есть
биографии, из которых я мог бы сделать многосерийные передачи. Жизнь
Ангелины Степановой, Марии Бабановой, Татьяны Самойловой – это все
многосерийные ленты. Интересно, когда жизнь героев драматична.
- Какую из передач вы считаете
своей главной удачей?
- Думаю, о Татьяне Дорониной. Хотя, за эту передачу
я имел массу неприятностей.
- А какую не любите?
- Были случаи, когда я уже готовую передачу просто
не выпускал. Так случилось, например, с рассказом про Настю Вертинскую.
Когда-то мы были в добрых отношениях, потом что-то случилось. Меня
задело ее недоброе высказывание об Олеге Ефремове. Она – острая
комедийная актриса и женщина сказочной красоты и свою лучшую роль
сыграла у Эфроса в «Тартюфе», но актрисой ее сделал Ефремов! Это
ее высказывание мне запало в душу и сказалось на тоне передачи.
Я посмотрел готовый монтаж: сидит неприятный человек и явно не любит
свою героиню. И тогда я сам снял передачу с эфира.
- Вы сказали, что Листьев стоял
у истоков передачи, можно поподробнее?
- Я на ТВ с 1990 года и дебютировал передачей о Марии
Бабановой. Потом сделал еще 11 передач вне всякого цикла и уехал
в Америку и там прожил два года. А когда вернулся, и в стране, и
на телевидении все изменилось. И тут Влад Листьев предложил мне
перейти к нему в компанию ВИД. И попросил придумать название будущей
программы. Я сказал: «Был Серебряный век – почему бы нам не сделать
«Серебряный шар»?
- С чего начали?
- Первый выпуск был о Сергее Мартинсоне. И сотый
выпуск я тоже заканчиваю фрагментом о Мартинсоне, который в 65 лет
танцевал на сцене так, как никто не умел. Посмотрите посредственный
фильм «Сильва»: Мартинсон в роли Бони там фантастичен.
- Вы были дружны с Листьевым?
- Да. В год его гибели я был в Париже, и он с женой
приехал ко мне, мы ходили по кладбищу Сент-Женевьев дю Буа, и оно
произвело на Влада сильнейшее впечатление. Он говорил: хорошо бы
сделать цикл о русской эмиграции! Через несколько дней я позвонил
ему в Москву, он был в очень плохом настроении. За несколько дней
до убийства я его спросил, почему он ходит без охраны. Он ответил:
это не поможет. Влад в сущности дал мне дорогу на ТВ. Передо мной
открылся новый путь, и я чувствовал, что это мой путь.
- Вам не кажется, что мир людей,
о которых вы рассказываете, погрузился в бездну и остались немногие
энтузиасты, которые, как вы, пытаются сделать его живым и сомкнуть
цепь времен?
- Без прошлого будущее не построишь. У передач высокий
рейтинг, значит, это принимаем не только мы с вами. Имеют ли эти
передачи реальный вес для современного ТВ? Несомненно имеют. Телевидение
не может ориентироваться только на тех, кто слушает Кристину Орбакайте
и Машу Распутину. Только что вышедшую книгу «Серебряный шар» раскупают
очень быстро. В книжных магазинах полно людей, и они приходят не
только за Марининой. И на вечерах моих в больших залах слушатели
стоят вдоль стен.
- Какие передачи пользовались
наибольшим успехом?
- Наши рейтинги – диаграмма интереса публики к явлениям
культуры. Если Ахматова и Цветаева на пике популярности, то на Блока
спрос заметно упал. А наибольший рейтинг – до 34 процентов аудитории
– был у передач об Алле Ларионовой и Максиме Горьком.
- Если судить по прессе, Горький
– певец Страны Советов и устарел?
- А зрители сделали свой выбор. Эту передачу показывали
несколько раз.
- Новое время – новые ценности:
ощущение, что хозяйничают варвары, которых интересуют только дискотеки
и прикольное кино. Горький, Маяковский, Дунаевский и еще многие
великие оказались в опале у масс-медиа, и это можно назвать культурной
катастрофой. Ваша передача здесь – капля в море. Классический вопрос:
что делать?
- Деградация очень заметна. Для меня самое болезненное
– резкое снижение уровня театрального искусства. Режиссеров-гигантов
почти уже нет, молодые режиссеры предпочитают ставить спектакли
«по мотивам» – так им проще выразить себя. Молодая критика, подчас
очень способная, заражена негативизмом ко всему, что было до нее.
Этот негативизм порожден невежеством, но для кого-то это сознательный
идеологический выбор. Когда один критик пишет, что Ангелина Степанова,
будучи секретарем парткома, не могла играть любовь и секс, я понимаю,
что новая идеология способна так же ослеплять как и старая. Потому
что автору и не снился тот накал страстей, которым жила Степанова
на сцене и в жизни. Мне кажется, что сегодняшнее массовое искусство
превращает вчерашних интеллектуалов в толпу. У этой толпы нет идеалов,
ей не к чему стремиться, она живет модой дня. Я два года жил в Америке,
американцы – невероятные патриоты. У нас теперь это почти нарицательное
понятие.
- С какими чувствами вы приступали
к работе над сотой передачей?
- За восемь с половиной лет многое изменилось и во
мне, и на телевидении. Передача стала одной из популярнейших на
первом канале, но в кабинете Константина Эрнста я не был никогда.
У меня всегда было ощущение, что «Серебряный шар» существует как
бы на обочине канала. Никто никогда не интересовался моими планами
и тем, что я хочу от дальнейших передач.
- Это вообще такой стиль на
ТВ: прагматичные люди используют то, что приносит доход, и отбрасывают
все остальное.
- Я и говорю об этом не из чувства обиды, а констатирую
эту новую реальность.
- Итак, сто передач, все самое
интересное рассказано: титаны все на счету. Что дальше?
- Сейчас я делаю передачу о Блоке, готовлюсь к передаче
о Наталье Варлей. Какое-то время «Серебряный шар» будет выходить,
потом придумаю что-нибудь другое. |