Я учился в школе в первом классе. У меня даже сохранились
отметки за первый класс - все пятерки, но только за четвертую четверть,
потому что я поступил в школу, когда первые три четверти уже прошли.
Мой отец, знаменитый бакинский адвокат, Яков Сергеевич Вульф, обожавший
меня, - естественно, и я его очень любил - был убежден, что в школу
отдавать меня опасно - там могут быть инфекции, сквозняки, а образование
можно спокойно получить дома. У него были явно дореволюционные понятия,
но мама настаивала, и противиться ей он не мог.
В городе все знали папу, знали наш дом по улице Хагани,
18. Помню, когда хоронили отца, трамваи не ходили, и у дома было
столпотворение. Это несчастье случилось 25 января 1956 года. Оно
резко изменило всю жизнь семьи.
В детстве мной занимались папа, мама, Елизавета Августовна
- немка, моя воспитательница. Она многому научила меня, но немецкий
с годами я забыл, и теперь, когда слушаю немецкую речь, понимаю
только отдельные фразы. Еще были живы мои любимые тети, папины сестры
Ида и Белла.
Это были люди совсем другой формации, воспитанные
в дореволюционных правилах жизни, как и папа. В Баку они оказались
случайно: хотели эмигрировать, уехать из России через Иран или Турцию,
приехали после тягот Гражданской войны в Баку и решили передохнуть.
Там было спокойно. Море, солнце, шумные базары, фаэтоны, по утрам
во дворах кричали: «Мацони! Молоко!», старьевщики покупали старые
вещи, и ничто не предвещало горя и беды. Ида и Белла сняли этаж
в районе старой крепости, Замковский переулок, 23, - это была зала,
разделенная на три части, с кухней. Дом принадлежал какому-то азербайджанскому
хану, с балкона был виден приморский бульвар. Фрукты, овощи и никаких
революций. В Баку они и застряли. Все откладывали отъезд... У них
на руках уже были паспорта, когда в город пришла Красная армия.
В Баку они остались на всю жизнь. А бежали они из Екатеринослава
(ныне Днепропетровск).
Папа учился в Москве в Московском университете на
юридическом факультете, очень дружил с Владимиром Гайдаровым, который
учился курсом старше. Это был человек неземной красоты, впоследствии
стал артистом Московского Художественного театра, мужем прославленной
в те годы актрисы МХТ Ольги Владимировны Гзовской, любимицы Станиславского,
она была старше Гайдарова лет на двадцать. После революции они эмигрировали,
в 1932 году вернулись в Россию, судьба сложилась далеко не благополучно.
Папа через Гайдарова пристрастился к Художественному
театру, который очень любил и хорошо знал. Я был совсем маленьким,
когда он рассказывал мне о своей любимой актрисе Марии Николаевне
Германовой - о том, как она играла Ольгу в «Трех сестрах» , Екатерину
Ивановну в одноименной пьесе Леонида Андреева, Катю в пьесе Мережковского
«Будет радость» и особенно Грушеньку в «Братьях Карамазовых». Рассказы
отца о Книппер-Чеховой, Станиславском (он их видел не один раз в
«Месяце в деревне» Тургенева) врезались в память навсегда. Мы сидели
в столовой за круглым обеденным столом, и я ждал, когда папа вернется
с процесса, отдохнет и будет мне рассказывать о Москве - времени
своей юности.
Квартира была коммунальная. За стеной с десяти утра
слышалось пение. В большой светлой комнате жила София Коновна Гольская,
профессор кафедры вокального мастерства Бакинской консерватории.
Почти все ее ученики после консерватории становились солистами бакинской
оперы. Концертмейстером в опере была мама знаменитой впоследствии
пианистки Беллы Давидович Люся Исааковна Ратнер. Прожила она почти
сто лет и умерла в этом году в Нью-Йорке, куда эмигрировала вместе
с младшей дочерью Аллой, в 70-х годах ставшей концертмейстером Большого
театра. Семья выехала в США после отъезда за границу Беллы Давидович.
Софья Коновна, как и мои тети, попала в Баку случайно.
Она не хотела, чтобы революция вмешивалась в ее жизнь, и уехала
из Санкт-Петербурга в Баку, где ее богатые родственники владели
нефтяными скважинами и домами. Юность она провела в Италии, где
училась пению, и Милан был для нее и раем, и школьной скамьей. Потом
вернулась в Россию, вышла замуж и много пела на провинциальных оперных
сценах. Когда она приехала в Баку, уехать уже в Тегеран было невозможно.
Она осталась жить в той самой комнате, которую ей предоставили родственники
на короткий срок перед отъездом за границу. После прихода в Баку
Красной армии, естественно, все изменилось, Софья Коновна стала
преподавать и жила одиноко, поддерживаемая моей мамой. Мама приносила
ей в комнату обеды, готовила для нее ужин, подолгу беседовала с
ней. Меня Софья Коновна научила любить музыку, особенно вокальную.
В те годы я хорошо знал оперы, у меня до сих пор
сохранились партитуры из ее библиотеки и романсы великих композиторов,
напечатанные в дореволюционных типографиях. Со мною она проводила
много времени. Рассказывала о Боттичелли, Джотто, к дню рождения
- я был, кажется, в шестом классе - подарила книгу Муратова «Образы
Италии». Она знала итальянский язык и кроме пения любила живопись.
Я на всю жизнь запомнил ее восторг перед Римом. «Любая стена, любая
улица ничем не примечательного дома в Риме прекрасна» - говорила
Софья Коновна. Осознал это я спустя полвека. Вернувшись из последней
поездки в Рим, я открыл ящик, где храню фотографии, и внимательно
вглядывался в лицо умной, интеллигентной женщины, родившейся в девятнадцатом
веке и отдавшей всю культуру и умение молодым азербайджанским певцам,
многие из которых ныне в Баку почитаются классиками.
Она не верила в возможность счастья в Советском Союзе,
очень боялась властей и о прошлом старалась не вспоминать. Шепотком
первая рассказывала мне о Троцком и Ленине; о том, что октябрьская
революция есть никакая не революция, а обыкновенный переворот; что
немцы умышленно решили ослабить Россию, чтобы победить в войне,
и заслали в нее большевиков, устроивших революцию.
С папой она говорила по-немецки. В 1917-1918 годах
она была подавлена, растеряна, с трудом добралась до Баку и, как
я теперь понимаю, долго не могла освободиться от ощущения одиночества
и необходимости искать выход из создавшегося положения. Она приехала
тогда, когда ее родственники уже покинули Баку, и в городе оставалась
только двоюродная сестра, отдавшая ей свою комнату и убедившая ее
передохнуть, прежде чем двинуться в путь.
Я всегда помню Софью Коновну, помню, горько пережил
ее внезапную смерть в 1946 году. Я был к ней очень привязан, и она
сыграла немалую роль в моем становлении. Ее любимую оперу «Царская
невеста» я знал наизусть, арии из опер Верди и Пуччини то и дело
пелись за стеной, а вечерами она брала меня в оперный театр, когда
пели ее любимцы: Идрис Агаларов, Мария Титаренко, Татьяна Бадирова
(она теперь живет в Москве), делясь со мной, как со взрослым, своим
недовольством, или гордясь, что партия спета первоклассно.
Тогда в Баку был очень сильный оперный театр. Пела
Нина Валацци «Тоску» необыкновенно, (судьба забросила ее в Баку
случайно), Фатьма Мухтарова была неподражаемой Далилой и Кармен,
Книжников остался в памяти в партии Скарпиа в «Тоске», и я под влиянием
Софьи Коновны решил учиться музыке и вскоре стал брать домашние
уроки по классу рояля в двенадцать лет. Учился я года четыре, не
больше, особых музыкальных способностей у меня не было, но знание
музыкальной литературы помогло впоследствии, хотя, конечно, это
знание носило дилетантский характер. Любил, как она давала уроки,
учила фразировке, смыслу того, что поют. Она - будучи человеком
совсем другой эпохи — принимала и классическую, и современную музыку.
Любила «Индусские мелодии» Василенко для высокого голоса, скрипки
и фортепиано, романсы и песни Даргомыжского. В свое время я наизусть
знал романс Бородина «Отравой полны мои песни» на слова Гейне и
романс Шумана «Из старых сказок манит». От привязанностей и вкусов
детских и ранних юношеских лет я не могу освободиться - они засели
в памяти на всю жизнь.
Я очень долго искал себя. Оперы, балеты, драматические
спектакли - все занимало воображение. Говорят, что у каждого человека
есть своя «линия жизни». Наверное, она существует, но одни ее осознают
раньше, другие позже. Судьба складывается не только из желаний,
идей, но и из реальных обстоятельств. Их мне приходилось очень долго
и не всегда успешно преодолевать. Только верность тому, что любил
с детства, помогла выжить, но привычки тех лет остались позади.
Тети мои были очень рады, что я целыми днями проводил
в комнате у Софьи Коновны, а не бегал во двор. Они не переносили
матерщины, и все, что чертыхалось, покрикивало и притоптывало, пугало
их. Они все время жили в тревоге, хотя внешний быт сохранялся. С
новым стилем жизни они не могли примириться, хотя и жизнь в дореволюционные
времена не казалась им потерянным раем.
Тети жили не с нами, а отдельно, у них не было своих
детей, и они, как и папа, считали, что мне прежде всего нужны соки
(я был очень худенький болезненный мальчик, похожий на Буратино),
необходимо больше бывать на воздухе, дышать кислородом в Кисловодске
и иметь домашних учителей, а не ходить в школу, где Бог знает кто
учится.
Мама
была бакинка, папа приехал в Баку в 1924 году по делу повидаться
со своими, встретил маму, женился через месяц после знакомства и
тоже остался в Баку навсегда. Маму он очень любил, они прожили 32
года. Мама осталась вдовой в 55 лет, она была еще очень привлекательной
женщиной с великолепной фигурой, элегантная, умела одеваться, даже
когда не было никаких возможностей. У нас подолгу работала Мария
Федоровна Зрютина, домашняя портниха - милая, уютная женщина. Она
перешивала маме старые платья, творя чудеса.
Мама была очень умным человеком, трезво смотрела
на происходящее вокруг и обладала волей, умея находить выходы из
безвыходных ситуаций. Думаю, что без нее папа погиб бы с его взрывчатостью,
нервами и талантом - а папа был удивительно талантливый человек,
его ораторский дар, данный ему природой, действовал безотказно,
но жилось ему нелегко. В годы борьбы с космополитизмом, точнее в
1948-м, он был исключен из коллегии адвокатов, остался без работы,
и мы жили на то, что зарабатывала мама вязанием кофточек, правда,
заказы сыпались на нее от модных бакинских дам. Отец часами вышагивал,
заложив руки за спину, по столовой, и переставал это делать только
тогда, когда мама начинала давать уроки русского языка. Ученики
приходили к ней с девяти утра. До шести она была занята, при этом
успевала готовить, потому что в те годы работницы у нас не было.
Я уже жил в Москве, мне посылали деньги на жизнь и скрывали все
трудности, которые выпали на их долю.
Мамины братья были расстреляны в 1937 году, их жены
сидели в лагерях как жены врагов народа. Они просидели каждая по
восемнадцать лет, и мама все эти годы раз в два месяца посылала
им посылки, чаще не разрешалось. Посылки можно было посылать только
со станции Баладжары (около Баку), из Баку это делать было нельзя,
и мама вставала очень рано и ездила туда, чтобы успеть занять очередь
и выстоять целый день. Иногда она меня брала с собой. Мне было тогда
лет десять. И в годы войны она продолжала это делать. Я уже уехал
в Москву, а мама по-прежнему посылала им посылки и писала письма
в Акмолинск, где сидела Дейча (такова была революционная кличка
жены одного из маминых братьев), и Вите (так звали жену другого
маминого брата) - она сидела в Потьме. Это был огромный женский
лагерь заключенных. Приезжала мама из Баладжар измученная, с серым
лицом, но никогда не жаловалась.
Папа нервничал, боялся за нее, за себя и постоянно
ждал очередной беды. Несколько лет он был не у дел, от меня все
скрывали, и я только случайно узнал, что отец без работы. Когда
его восстановили в коллегии адвокатов, он уже был болен. Смерть
Сталина встретил как несказанную радость. Родители с удивлением
смотрели на тех, кто рыдал навзрыд, узнав о смерти вождя.
Помню, я приехал домой в Баку 9 марта 1953 года и
рассказывал, как мы вместе с моим товарищем университетских лет
Эрнестом Коганом (впоследствии он стал известным московским адвокатом,
защищал Синявского на знаменитом процессе Синявского и Даниэля в
60-х годах) простояли почти весь день на Пушкинской улице (теперь
Большая Дмитровка) и все-таки попали в Колонный зал и увидели Сталина
в гробу. Нам это удалось, потому что в те годы я жил на улице Немировича-Данченко
в квартире мхатовского актера Вишневского в мхатовском доме, и это
было совсем близко от Колонного зала. Мы с Эриком встали около одиннадцати
часов утра в очередь к Колонному залу, когда еще было неизвестно,
в котором часу будут пускать, и около семи часов вечера прошли в
колонне к сталинскому гробу. Мы не попали в ту свалку, которая была
на Трубной площади, когда погибали люди в толпе, пытаясь попасть
в Колонный зал. Москва была взбудоражена. В воздухе дрожали слезы,
слышались безудержные рыдания. Я был удивлен, что в гробу лежал
человек маленького роста, я видел его всегда на портретах мощного,
могущественного, со всепроникающим взором.
Когда
я вернулся домой, то застал странную картину: за круглым столом
сидели Наталиша, Наталия Александровна Вишневская, дочь мхатовского
актера, ее брат, Александр Александрович с женой Наталией Ивановной
(они в 1952 году вернулись из Рима) и пили водочку. Выслушав мой
рассказ, как мы с Эрнестом стояли в очереди в Колонный зал, они
оживленные отправились к Ольге Леонардовне в соседний подъезд, где
она жила. Настроение в доме было приподнятое. На следующий день
я поездом уехал к родителям в Баку.
Папа привел меня впервые в театр, когда мне было
лет семь, и я потерял голову. Мечтал стать актером. Научившись читать,
брал пьесы в детской библиотеке. Влюбленность в театр началась очень
рано и никогда уже не покидала меня. В детстве со мной больше всего
возился папа. Родным и близким друзьям это было странно, потому
что, когда я родился, папа не обращал на меня поначалу никакого
внимания. Он страстно любил мать, не хотел иметь никаких детей (я
родился на седьмой год их брака) и вскоре после моего рождения уехал
в Германию в длительную командировку - он тогда работал в бакинском
банке, и поездки за границу из Баку еще были возможны. Когда мне
исполнилось два года, и я начал что-то лепетать, папа обратил на
меня внимание, отстранил всех и занимался мною всю оставшуюся жизнь.
Это было самое счастливое время - отец баловал меня,
позволял мне делать все, что хочу, и, наверное, какая-то избалованность
и эгоизм во мне сохранились от того давнего времени. Папа водил
меня в школу, приходил за мной. Одного меня не пускали на улицу
до девятого класса. Я уже был взрослым человеком, когда старые бакинские
судьи вспоминали, как папа во время судебных заседаний просил перерыва
около двенадцати часов дня, и все знали, что ему надо мчаться домой
кормить меня, потому что я очень плохо ел, и только он один мог
заставить меня что-то съесть.
Уроки со мной делали папа, Ида, Белла, реже -мама.
Она была строгой, и только ей я должен быть благодарен, что рано
научился читать, писать, брал уроки музыки и английского языка.
|