Листаю старенькую уцелевшую программку и читаю,
кто был занят в спектакле: Попова, Степанова, Свободин (он играл
старого князя), Истрин, Недзвецкий, Едина, Кнебель, Грибков, Хованская,
Вронская, Шостко, Комолова, Людвигов, Дементьева, Берестова, Борташевич.
Никого не осталось в живых, последней умерла Анна Михайловна Комолова.
В 2001 году ей исполнилось девяносто лет, и она до недавнего времени
все еще выходила на сцену в одном-единственном спектакле - «Татуированная
роза» Теннесси Уильямса, идущем на Малой сцене МХАТа почти двадцать
лет.
И тогда я впервые увидел гениальные «Три сестры»,
легендарный спектакль Немировича-Данченко, поставленный им в 1940
году. Мы сидели с папой в четвертом ряду, был вторник, 4 июня 1946
года, в 254-й раз Станицын играл Андрея, его жену Наталию Ивановну
- Мария Андреевна Титова, не первая исполнительница этой роли, актриса
яркая, с ладной фигурой и острым чувством юмора, она умерла в 1994
году в возрасте 95-ти лет. Состав был первоклассный - Маша - Тарасова,
Ольга - Еланская, Ирина - Степанова. Кулыгина играл Василий Алексеевич
Орлов, Вершининым в этот вечер был Ершов, а не первый исполнитель
этой роли Михаил Болдуман, Соленый - Ливанов, Чебутыкин - Яншин
(это была его неудача, его нельзя было сравнить с гениальным Чебу-тыкиным
- Алексеем Грибовым), Федотик - Дорохин, Роде - Комиссаров, Ферапонт
- Волков, Анфиса - Пу-зырева. Спектакль начинался в семь часов тридцать
минут вечера. В программке было указано: «После начала спектакля
вход в зрительный зал не разрешается», что неукоснительно соблюдалось.
Прошло столько лет, а я до сих пор помню, как бесшумный
занавес открывал празднично светлую комнату с барскими окнами. Замечательно
описала начало спектакля, пожалуй, самый выдающийся критик кино
и театра Майя Туровская: узкая фигура Ирины - Степановой в белом
платье, виолончельный голос Еланской - Ольги и лицо Тарасовой с
тонкими породисто вздрагивающими ноздрями. Тарасова - Маша занимала
все мое внимание. Тогда только-только на экранах появился фильм
«Без вины виноватые» с Тарасовой в роли Кручининой, и успех у нее
был громадный.
Это была актриса поразительной красоты и темперамента.
Она сидела в кресле в черном платье и читала книгу, и весь зал ждал,
когда она поднимет лицо и скажет первые слова роли: «У лукоморья
дуб зеленый, златая цепь на дубе том». Лучшей Маши я в жизни не
видел никогда. Последний акт. Березовая аллея, уходящая в глубину,
надрывающий сердце марш и незабываемая интонация Тузенбаха: «Я не
пил сегодня кофе. Скажешь, чтоб мне сварили». «Жизнь, вложенная
в одну незначащую фразу» (Тузенбаха играл в тот вечер забытый ныне
артист Свободин, первый исполнитель роли великий Хмелев умер в 1945
году). Потом выстрел - и метнувшаяся по аллее фигура Ирины. «Уходят
наши. Ну что же... Счастливый им путь». Наверное, не все играли
одинаково, но мне казалось, что ничего более гармоничного и прекрасного
я не видел никогда.
Потом я много раз видел «Три сестры»: у Товстоногова,
у Ефремова, у Волчек, у Эфроса, у Любимова, у Питера Штайна, но
ни разу не текли у меня слезы, горькие и сладкие, о чем-то совсем
несбыточном. В последующие годы я много-много - раз видел «Три сестры»
Немировича-Данченко. Естественно, спектакль дряхлел, но никогда
не утрачивал благородства, и Маша - Тарасова, сыгравшая вместе со
Степановой и Еланской «Три сестры» в последний раз в 1956 году,
по-прежнему оставалась для меня единственной и великолепной. Незабываемые
три актрисы в великом спектакле.
Сегодня, когда Тарасовой нет в живых (она умерла
в 1973 году), прошло более полувека с того дня, как я впервые увидел
ее, в нашей печати в день ее столетнего юбилея появились статьи,
резко критикующие ее. Талантливая и очень образованная Инна Соловьева
в годы нашей дружбы как- то призналась, что в молодости никогда
не любила Тарасовой, Бабановой и Раневской, и острая на язык Марина
Неелова, узнав об этом, заметила: «Как бы я хотела быть среди тех,
кого не любит Инна Соловьева». Ее субъективизм оказался гибельным
для молодого поколения, не видевшего ни Тарасовой, ни Ливанова,
ни Андровской, ни остальных мхатовских стариков. С годами так сложилось,
что от любви или нелюбви Инны Соловьевой словно стала зависеть история
старого Художественного театра, на ее работах учится молодежь, и
все настоящее постепенно уходит в песок.
С МХАТом связано лучшее время моей московской жизни
(в Москву я переехал, когда мне было 17 лет). Помню, как у касс
стояли толпы, как к пяти часам стекались зрители в поисках спекулянтов,
чтобы достать билет, и «Анна Каренина», которую спустя пятьдесят
лет после премьеры разругала новая критика, производила ошеломляющее
впечатление.
С «Анной Карениной» произошла драматическая история.
Ее сняли на телевидении в 1953 году. Тарасова была уже очень немолода,
ей было 55 лет. Снимать спектакли тогда телевидение не умело, оно
только начинало свой путь в нашей стране. Когда мхатовцы увидели,
что получилось, они пришли в ужас. Это не имело никакого отношения
к тому, что шло на сцене даже в те годы.
Зерно спектакля - это Анна, писал когда-то Немирович-Данченко.
Красота - живая, естественная, охваченная естественным горением,
и рядом красивость - искусственная, выдуманная, порабощенная и убивающая.
Живая, прекрасная правда и мертвая, импозантная декорация. Массовые
сцены были поразительны, их так больше никто не ставил. Гостиная
Бетси Тверской с темными стенами, огни свеч, лакеи бесшумно передвигают
стулья, разносят чай. Блестит серебро самовара и прозрачный фарфор
чайного сервиза. С появлением Бетси - Степановой на сцену накатывался
воздух великосветских салонов императорского Петербурга, с их фарисейством,
ложью и лицемерием. Знаменитая сцена скачек. Море кисеи, лент, перьев,
зонтиков и цветов. На трибунах шумно, ждут начала скачек. Когда
начинался заезд, разговоры прекращались. Сцены «Дворца» и «Театра»
сливались не в иллюстрации к толстовскому роману, а в спектакль-роман.
В нем сочетались пластика, живопись, строго мелодически построенная
речь, ритм, динамика развития актерских созданий.
Естественно, что с годами все изменилось. Бесспорные
достижения терялись, персонажи, окружавшие Анну, превращались в
привычный фон, однозначно демонстрирующий фарисейство и лицемерие
великосветского Петербурга. Спектакль шел на сцене более тридцати
лет. Но в годы моей юности он еще сохранял безупречность формы и
пользовался огромным зрительским интересом. Спектакль снимали на
телевидении, когда постановочная культура уже резко падала. Казалось,
просьба мхатовцев не показывать фильм-спектакль «Анна Каренина»
была уважена. Но прошло почти пятьдесят лет после съемок, как его
решили почему-то продемонстрировать на телевизионном экране, словно
кто-то решил умышленно дискредитировать старый Художественный театр.
В результате сегодня в печати встречаю высказывания типа того, что
написал Андрей Житинкин: «Тарасовская версия Анны Карениной ужасающая».
Сороколетний режиссер даже не удосужился прочесть, что версия романа
была создана Немировичем-Данченко и режиссером Сахновским, а инсценировку
романа для МХАТа делал Николай Дмитриевич Волков. Тарасова была
только исполнительница роли. Что-то в этом же духе произнесла в
интервью талантливая актриса вахтанговского театра Юлия Рутберг,
хотя любому человеку моего поколения очевидно, что никто из высказывающихся
нынешних так называемых «звезд» близко не приближаются к таланту
Аллы Константиновны Тарасовой. Возникло чувство, что это пренебрежительное
отношение к актрисе, владевшей умами России в течение многих десятилетий,
возникло как бы в отместку за ее громадный успех, за умение держать
власть со сцены над зрительскими душами.
Вот и в этом году отмечали столетие со дня рождения
первой «звезды» советского кино Любови Орловой. Ее знаменитые ленты
«Веселые ребята», «Цирк», «Волга-Волга», «Весна» и сегодня смотрят
с превеликим удовольствием, только последние два фильма, в которых
она снималась, были неудачны. После просмотра ленты «Скворец и Лира»
Любовь Орлова просила ее никогда не показывать. Но именно «Скворца
и Лиру» решили продемонстрировать в день ее столетия на Российском
телевизионном канале, как будто кто-то умышленно преследует цель
развенчать, уничтожить, сокрушить легенды прошлого века. Редкое
неуважение к собственной истории и забвение того, что когда-то называли
«правилами жизни».
На моих глазах разрушилась слава старого Художественного
театра. Сильнейшее впечатление производила Фаина Васильевна Шевченко,
я видел ее в спектакле «На дне», в «Горячем сердце» и в «Плодах
Просвещения». Каждый ее выход на сцену был событием. Сегодня страна
боготворит гениальную Фаину Раневскую, ее все знают по кино, а Раневская
с восторгом взирала на Шевченко, потому что Шевченко была актерская
глыба не меньше, чем Раневская. Но Шевченко давно умерла, о ней
не пишут, не говорят, и имя ее известно только знатокам. Слава богу,
что Раневскую снимали в кино, и память о ней осталась дорога каждому
человеку.
Падение
МХАТа началось в конце 40-х годов, он превратился в официальный
театр. Это привело к тому, что игрались очень плохие пьесы, нужные
сталинскому режиму. «Зеленая улица» Сурова, «Заговор обреченных»
Вирты. Да и после смерти Сталина МХАТ продолжал ставить всякую чепуху:
«Сердце не прощает» Софронова (главную роль играла Тарасова), «Илья
Головин» Михалкова (пьеса о композиторах-космополитах) со Степановой.
В образе Ильи Головина угадывался гениальный Шостакович, «Залп «Авроры»
Большинцова и Чиаурели, бездарнейшая пьеса Якобсона «Ангел-хранитель
из Небраски» - глупая, пошлая, откровенная агитка. Все это было.
Но Тарасова и Степанова оставались большими актрисами. В самые трудные
мхатовские годы на его сцене шли «Плоды просвещения», «Осенний сад»,
«Милый лжец», «Мария Стюарт».
Вот передо мной томик писем Пастернака жене. 13 февраля
1957 года. Борис Леонидович пишет: «Вчера я с 10 утра до трех просидел
во МХАТе. Тарасова играет с большим благородством и изяществом.
Она совершенно овладела образом Марии и им прониклась так, что представление
мое о Стюарт уже от нее неотделимо. Еще лучше играет, то есть пользуется
возможностями, предоставляемыми текстом, Степанова, но это еще роль,
а Тарасова уже реальное лицо, уже история. Обе очень большие, великие
артистки. Мы слишком легко ко всему привыкаем, слишком скоро все
забываем....» И в следующем письме: «Марию Стюарт, кажется, покажут
в этом сезоне. Для меня это менее безразлично, чем в предшествующих
случаях. Это все же в прошлом великий театр... (написано письмо
9 февраля 1957 года), и участники, что бы ни говорил Борис (Борис
Николаевич Ливанов, друживший с Пастернаком и находящийся в конфликте
с теми, кто был занят в «Марии Стюарт» в тот период), люди, избалованные
судьбой, много видевшие и много сделавшие. Мне с ними очень хорошо.
Эта среда родная, знакомая....»
«ЗИМы, ЗИСы
и Татры. Сдвинув полосы фар,
Подъезжают к театру. И слепят
тротуар
Затерявшись в метели, перекупщики
мест
Осаждают без цели театральный
подъезд
Все идут вереницей, как сквозь
строй алебард,
Торопясь протесниться на Марию
Стюарт,
Молодежь по записке добывает билет,
И великой артистке шлет горячий
привет».
Это о Тарасовой. Когда после стихов Пастернака читаешь
статью в мхатовской энциклопедии о том, что Тарасова - член КПСС
с 1954 года, становится неловко за автора статьи. Что же удивляться
тому, что молодой и очень способный театральный критик Роман Должанский
к столетию Аллы Константиновны написал о знаменитой актрисе оскорбительную
статью.
Обидно, что умный и интересно мыслящий молодой человек
позволил себе, никогда не видя Тарасовой, писать, что она была актриса
сталинского режима, любимица генералов и прочие глупости.
Алла Константиновна Тарасова была первой актрисой
МХАТа, и не случайно ее любили Станиславский и Немирович-Данченко.
Незадолго до смерти ее партнерша и соперница по сцене Ангелина Иосифовна
Степанова мне сказала: «Знаете, Виталий, я всегда приходила за кулисы
смотреть, как Алла идет на казнь в «Марии Стюарт». То, что умела
она, не умел никто».
Мхатовские старики ценили в ней ее свойство жить
в роли, эмоциональный надрыв и целостность рисунка. С годами она
познала неудачи, но когда в свой семидесятилетний юбилей вышла на
сцену в 1968 году и прочла главу из романа Толстого Анна Каренина,
зал неистовствовал.
Сегодня происходит переписывание истории, это коснулось
и старого Художественного театра. Когда вышла двухтомная энциклопедия
МХАТа (а ее писали талантливые и знающие люди), то она принесла
только огорчение. Неточности, пропуски имен, крайний непозволительный
субъективизм. Когда я об этом написал в печати, то был готов услышать
в ответ: «Вульфу не нравится, потому что его имя не включили в энциклопедию».
По логике, естественно, мое имя должно было там быть - четыре пьесы
в моем переводе шли на сцене МХАТа, монография о Степановой, цикл
телевизионных передач о мхатовских актерах, много статей о МХАТе,
- но дело, конечно, не во мне, а в том, что роскошно изданный двухтомник
оказался извращением реальности.
Инна Соловьева не любила Тарасову, и это вылилось
в текст, который она написала об актрисе, сводившей с ума русскую
интеллигенцию почти полвека. Достаточно посмотреть старый-старый
фильм Владимира Петрова «Петр Первый», где Тарасова снималась в
небольшой роли Екатерины, чтобы понять силу громадного тарасовского
дара. Можно ли начинать статью о крупнейшей актрисе МХАТа с того,
что она была членом партии? Но ведь и Степанова была членом партии,
более того, в течение многих лет - секретарем партийной организации
театра, однако Соловьева об ее членстве в партии даже не упоминает.
Я очень когда-то любил Инну Соловьеву, очень ценил
ее как редкого знатока русского театра, ценю и теперь и часто думаю
о ней с любовью и нежностью, зная ее многие замечательные человеческие
качества и совсем нелегкую жизнь. Берегу написанную ею от руки рекомендацию,
когда я вступал в Союз писателей: «Для меня честь и удовольствие
- подать свой голос за прием в Союз писателей Виталия Яковлевича
Вульфа. Как мастер блистательного устного рассказа о людях мирового
искусства и как талантливый пропагандист современной драматургии
В. Я. Вульф не нуждается в дополнительных рекомендациях: мало кто
сегодня так широко известен и так искренне любим публикой... Если
бы за телевизионными рассказами Вульфа не стояли его книги и его
переводы, не стоял бы долгий и талантливый опыт литератора, успех
этих рассказов был бы немыслим...... Неизбалованный столь незаслуженно
высокими оценками своего труда, я на всю жизнь благодарен Инне Соловьевой,
но... простить ей мхатовскую энциклопедию не могу. Может быть, потому,
что старый МХАТ мне особенно дорог, дорог с детства, с ранних лет
жизни.
|