Почему
ее называют «звездой №1»? Она умела все. Умела петь, танцевать,
играть драматические сцены. Все ее актерские качества в отдельности,
может быть, и не составляли каких-нибудь великих достоинств, но
когда они соединялись в одно целое, представляли собой невероятный
феномен. Ни у кого не было такой солнечной красоты - красоты ты,
которая покоряла людей. В Орловой была необыкновенная радость жизни.
Выглядела она всегда ослепительно, всегда с улыбкой на устах, в
ее лице, в ее повадке, в ее манере, в очень благородной лепке ее
лица была какая-то неизъяснимая женская прелесть и красота. Женственность
была ее содержанием - и ее маской. Она была пленительна, в ней было
сокрушительное очарование.
Любовь Орлова всегда выступала в лентах, где было
много музыки. Она хорошо пела, и ее песни знала вся страна. Музыка
Дунаевского, слова Лебедева-Кумача - «Широка страна моя родная»
из фильма «Цирк», ее знаменитая песня Анюты из «Веселых ребят»,
ее «Лунный вальс» из «Цирка»... Голос ее отличался музыкальностью
и напевностью, а речь была поразительно ритмична. Но не голос создавал
успех Любови Петровны в кино. От природы ей были свойственны удивительная
непринужденность и красота движений, природная пластика. Ее подруга
Галина Шаховская, сестра Натальи Глан, которая впоследствии стала
известным балетмейстером и ставила, например, танцы в фильме «Весна»,
говорила, что Орлова была на эстраде поразительно органична - ее
органика совпадала с органикой жанра.
Орлова всегда имела потрясающий успех. По-моему,
тогда не было другой актрисы, которая бы пользовалась такой страстной
любовью. Это было обожание! На всех гастролях ей предоставляли лучшие
условия, а публика просто ходила за ней по пятам. Появление Орловой
было появлением небожителя. В конце 30-х годов у нее был концерт
в Ленинградской филармонии. А в этот момент в Ленинграде проходили
гастроли МХАТа. И вот машина (тогда машин было мало) отвозит после
спектакля в гостиницу «Европейская» прославленных артистов Художественного
театра, великих актеров- Москвина, Тарханова и Аллу Тарасову. А
проехать они не могут, потому что стоит тысячная толпа. Они спрашивают:
«Что случилось?» И милиционер им говорит: «Вам надо выйти из машины,
дальше вы не проедете. Здесь люди ждут, когда выйдет Любовь Орлова».
Москвин помолчал, улыбнулся и сказал: «Синема!»
Никому
из западных звезд она не завидовала. Неприязнь у нее вызывала только
Марлен Дитрих. У Дитрих была какая-то недоступная Орловой форма
женского мироощущения, дерзкое свободомыслие. Она - немка, эмигрировавшая
в Америку, жившая в Париже, - открыто презирала Гитлера и Геринга
и во всеуслышание об этом говорила. А Орлова на себе испытала, что
такое быть женой врага народа, но молчала. Марлен Дитрих - ослепительная,
раскованная, меняющая любовников, владевшая европейскими языками
(а Орлова лишь чуть-чуть говорила по-французски), - раздражала Орлову.
Они встречались в Америке и фотографировались вместе, но Орлова
не любила говорить о Дитрих.
В то же время Александров слепил ее именно по образцу
Марлен Дитрих. Скажем, в «Веселых ребятах» у нее был знаменитый
цилиндр - и только в конце 60-х годов стало ясно, что это тот самый
цилиндр, в каком выступала Марлен Дитрих в «Голубом ангеле». В «Цирке»
Орлова снимает свой черный парик и остается блондинкой - у нее половина
головы черная, а половина платиновая, - это тоже кадр из фильма
Марлен. Но советский зритель не знал, кто такая Марлен Дитрих. Очень
узкий круг людей, в том числе людей искусства, видели западные фильмы,
когда их для избранных показывали в Управлении кинематографии в
Гнездниковском переулке. Страна этого не знала. Страна любила Орлову.
КОГДА именно родилась Любовь Орлова, очень долго
никто не знал. Она скрывала свой возраст. А родилась она в 1902
году и в кинематограф пришла достаточно поздно - ей было 32. Она
не любила вспоминать своего прошлого. О ней есть очень много легенд:
одна из самых стойких - что она была дворянского происхождения.
На самом деле ее отец Петр Федорович Орлов был акцизным чиновником,
а мать Евгения Николаевна Сухотина была очень дальней родственницей
Михаила Александровича Сухотина, мужа одной из дочерей Льва Толстого,
Татьяны Львовны. Отец был внешне вальяжный и вполне мог сойти за
аристократа, очень любил карты и проигрывал все, что у него было.
Жил он в Ярославле. Мать ее была не очень красивой, невысокой, с
нервным сухим лицом. Сама Любовь Петровна родилась в усадьбе своей
матери. В семье было две дочери, Нонна и Любовь, и Люба была младшей.
Мать всю жизнь прожила вместе с Любовью Петровной. У нее был настолько
трудный характер, что иногда Орлова и Александров переезжали в гостиницу,
говоря ей, что уезжают в командировку. Благодаря родству Любови
Орловой с Сухотиным, однажды, еще девочкой. Люба виделась со Львом
Толстым. Он подарил ей книжку «Кавказский пленник», на которой сделал
надпись:
«Любочке от Льва Толстого». Эту книжку она очень
берегла, всегда держала в своем доме под стеклом.
|