ЛЮБОВЬ ОРЛОВА. ЗВЕЗДА №1. (Продолжение)

Текст: Виталий Вульф. Запись: Серафима Чеботарь.
Журнал "L'Officiel". Русское издание. №33 декабрь-январь 2001-2002.

Александров не пользовался уважением в своей среде. Дважды строчка «Сценарий Григория Александрова» в его фильмах появлялась неоправданно: Николай Эрдман, сценарист «Веселых ребят», был арестован, с титров «Цирка» выступившие в качестве сценаристов Валентин Катаев, Ильф и Петров сняли свои имена сами. Другая история произошла с Утесовым, которого в «Веселых ребятах» затмила Орлова. В этот момент как раз давали звания Заслуженного деятеля искусств РСФСР - первые звания. Их получили кинорежиссеры Протазанов, Кулешов, Эйзенштейн - и Любовь Орлова! А Леонид Утесов получил только фотоаппарат. Свою обиду он высказал Александрову. Что ж, в 1959 году, когда фильм вышел вторично, Александров вообще заменил голос Утесова - песни за него пел мхатовский артист Трошин. Все были возмущены: как так, Утесов жив, и при нем выходят «Веселые ребята», а поет там другой человек? Но Александров всегда абсолютно равнодушно относился к тому, что о нем говорят, а Любовь Петровна, как обычно в таких случаях, ничего не замечала и ничего не говорила. Только потом восстановили первоначальную ленту, и сегодня «Веселые ребята» идут в том виде, как они и должны были идти, с Леонидом Утесовым в главной роли.

Орлова прекрасно понимала уровень работ Александрова, понимала его характер - страсть к первенству, к плетению небылиц, его постоянное желание быть рядом с властями, стремление творить что-то невиданное, заходить за край, склонность к эксцентрике и патетике. Она его любила. Говорила лишь: «Гриша!..» - и улыбалась. Она никогда не вмешивалась в конфликты Александрова - она всегда была в стороне. Ее всегда отличали трезвость взгляда, спокойствие, терпение и поразительный такт.

ОНИ всю жизнь называли друг друга на вы. Он звал ее Чарли, а она его - Спенсер, в честь Чарльза Спенсера Чаплина, которого они оба обожали. У них не было детей. Однажды Александрова, уже после смерти Орловой, спросили, почему так получилось, он тихо ответил: «Сначала она не хотела, а потом не могла». Я думаю, она никогда не хотела - это был слишком большой риск для ее внешности, ее карьеры, а ничего важнее карьеры для нее не существовало. К сыну Александрова Дугласу она относилась спокойно, в его воспитание не вмешивалась - и это устраивало Александрова, который сам сыном тоже занимался мало.

Когда построили первый дом МХАТа в Глинищевском переулке, они получили там квартиру. А в 1937 году они построили во Внуково дачу - очень красивый дом. Рассказывают, что это был один из самых элегантных домов в Советском Союзе. В доме все было сделано руками Орловой, ткани и мебель она привозила из-за границы... Она была удивительной хозяйкой. Ее дом славился феноменальной чистотой и порядком. Она всегда следила, что делают ее домработницы. Замечательно готовила.

Орлова очень много ездила - Канны, Венеция, Берлин, Рим, Женева, Париж... Впервые в Париж она приехала в 1946 году, здесь у нее появились знакомые - Луи Арагон, Эльза Триоле, Пикассо, Жерар Филип... С Парижа начинается ее увлечение модой. Отовсюду привозила туалеты - у нее был огромный гардероб, а в деньгах она не знала недостатка... Раневская, ее хорошая подруга, говорила, что моль не может съесть туалеты, висящие в шкафах у Любочки, просто потому, что моли негде там поместиться. В России ее обшивала известная в то время портниха Варвара Данилина - в Москве она одевала только трех человек: кинозвезду Любовь Орлову, великую актрису Марию Бабанову и прима-балерину Большого театра Ольгу Лепешинскую. Кроме нее, для Орловой шили знаменитая Надежда Ламанова и Елена Ефимова, у которой одевались Марина Ладынина, Людмила Целиковская, Наталья Глан... Орлова и сама прекрасно шила. Она всегда выглядела элегантно, хотя подчас ей это стоило изрядного напряжения сил. Она не старела, до последних дней сохраняла отличную фигуру. Следила, чтобы талия была не больше 43 сантиметров.

СЛАВЫ могло и не случиться. Фильм «Веселые ребята» встретили отрицательно, во многом справедливо называли слепком со второсортных американских мюзиклов. Его чуть не положили на полку, но у Александрова был защитник - Борис Шумяцкий, начальник Управления кинематографии. И он предложил посмотреть этот фильм Горькому, тот рассказал о нем Сталину. Сталин приехал в Малый Гнездниковский переулок (в Кремле тогда не было кинозала) и потребовал показать ему картину. Он очень много смеялся и сказал, что отдохнул так, как не отдыхал никогда, и больше всего ему понравилась Любовь Орлова. Естественно, фильм сразу же вышел на экраны страны и имел феерический успех.

Когда вышел фильм «Цирк» - в 1936 году, - это был праздник по всей стране. Премьера фильма «Цирк» проходила в только что отстроенном Зеленом театре в Парке культуры им. Горького - гигантский зал на 20 тысяч мест. И уже на второй день туда пришлось вызывать эскорты конной милиции - люди шли тысячами, чтобы посмотреть «Цирк». Фильм смотрели десятки раз. В роли Марион Диксон Орлова одновременно была иностранкой и советской, чужой и родной. На одном из приемов, посвященных фильму «Цирк», Сталин сказал Александрову: «Смотрите, не обижайте ее! Обидите - мы вас расстреляем!» Такая была шутка. Любовь Орлова стояла рядом и улыбалась. После «Цирка» было дано указание одобрять все фильмы Александрова.

    1    2    3    4