ЛЮБОВЬ ОРЛОВА. ЗВЕЗДА №1. (Окончание)

Текст: Виталий Вульф. Запись: Серафима Чеботарь.
Журнал "L'Officiel". Русское издание. №33 декабрь-январь 2001-2002.

Орлова была любимицей Сталина - он мог смотреть «Волгу-Волгу» или «Цирк» бессчетное количество раз. («Светлый путь» - единственный фильм, который не понравился Сталину, он сказал Александрову: «Вы уж слишком вылизываете советскую реальность. Вы перед ней стелетесь. Раньше вы развлекали, а теперь вы угождаете».) Однако Александров стал Заслуженным деятелем искусств, а Орлова - артисткой-орденоносцем, у нее был орден Трудового Красного Знамени, об этом писали в титрах. В марте

1941 года они получили первые Сталинские премии. Кроме звездных ролей у Александрова, где Орлова оживляла самые ходульные и пропагандистские сюжеты, она практически ни у кого не снималась. В фильме «Ошибка инженера Кочина» режиссера Александра Мачерета она играла вместе с Раневской, несколько раз снималась у Григория Рошаль - после фильма «Петербургские ночи» она играла в «Мусоргском», «Композиторе Глинке», «Деле Артамоновых» и других. Откровенно говоря, 1947 год был концом ее кинокарьеры. После самой блестящей работы в фильме «Весна» 1947 года у Орловой был только один настоящий фильм - «Встреча на Эльбе», где она сыграла шпионку Джоан Шервуд. В эпизоде, когда ее разоблачили (шпионов у нас всегда разоблачали), она надевает военный мундир и поднимается по трапу самолета походкой военного человека... (Кстати, во время войны ей присвоили звание полковника, чтобы она могла свободно ездить по всем фронтам.) Но время менялось. «Встреча на Эльбе» была практически финальной точкой в ее кинокарьере - оставались концерты и начиналась ее театральная жизнь.

Орлова играла в Театре им. Моссовета, где прослужила до конца своих дней, - за двадцать лет своей работы в Театре им. Моссовета она сыграла шесть ролей. В пропагандистской пьесе Константина Симонова «Русский вопрос» роль Джесси (безусловно уступая музе и жене Симонова знаменитейшей Валентине Серовой, которая играла Джесси в Театре Ленинского комсомола), потом в очередь с Серовой в слабой пьесе Горького «Сомов и другие» роль Лидии. С успехом играла в пьесе Сартра «Лиззи-Маккей». Патрик Кэмпбелл в «Милом лжеце», где ее партнером был Ростислав Плятт, недолго - в пьесе Ибсена «Нора» (ее быстро заменили на молоденькую Ию Саввину, Орлова не пришла на премьеру, но прислала огромный букет цветов с запиской: «Hope от Норы»), ее последняя роль была в пьесе «Странная миссис Сэвидж», где она играла после Фаины Георгиевны Раневской. Она была очень хороша, изящна, обворожительна на сцене, хотя лет ей было сильно за шестьдесят, - но все понимали, что она не великая актриса театра.

Она сохраняла внешнюю форму, но Александров был уже беспомощен. К тому же умер Сталин - уверен, что они оплакивали его смерть. Может быть, Александров не понимал, что их время закончилось, но Орлова - умнейшая женщина - это чувствовала. Она молодилась, снова хотела сниматься. И в 1960 году, спустя 12 лет после «Весны», Александров снял для нее фильм «Русский сувенир». Это была откровенная агония, его нещадно критиковали в прессе, Орлову ругали меньше - щадили. После «Русского сувенира» у Орловой был еще один фильм - «Скворец и лира», который по просьбе самой Орловой положили на полку (его показали только в 1996 году). Она посмотрела этот фильм - и решила, что его никто не должен видеть. Ее снимали со всяческими ухищрениями - через сетку, в перчатках, под гримом... Но возраст был виден. Было очевидно, что ее слава в прошлом, впереди оставалась лишь спокойная старость. Жизнь кончалась. Она отнеслась к этому очень болезненно. Она заболела - у нее был рак головного мозга. Умерла в Кремлевской больнице в 1973 году. На похоронах были тысячные толпы - уходил век, уходил миф, уходила легенда. Похоронили ее на Новодевичьем кладбище.

И Александров остался один. Он написал ужасающую книгу «Эпоха и кино». Через год после Любови Петровны умер Дуглас. Жена Дугласа Галина Васильевна со своим сыном переехала на дачу к Александрову и вышла за него замуж - видно, боялась потерять наследство. У него была болезнь Альцгеймера, он уже ничего не понимал. Потом Александров умер, а через полгода умерла и Галина Васильевна. Хозяином всего стал Гриша - внук. Он учился на режиссерском факультете ВГИКа, но был бездарь и лодырь. Гриша продал дачу, продал квартиру, выбросил на помойку все архивы - многое уничтожила и Галина Васильевна, которая не переносила Орлову за то, что та была холодна с ней. Потом Гриша уехал за границу, открыл в Испании ресторан «Гриша», прогорел, уехал в Париж, где его следы затерялись. И от Орловой не осталось практически ничего: ее дом, ее дача, вся та красота, которую она создала своими руками, - все кануло в Вечность. Но она осталась жить. Когда мы сегодня видим ее фильмы -мы видим красоту таланта, блеск красивой, благородной легенды, которую создавала умная, талантливая женщина, нелегким путем завоевавшая первое место на Олимпе, никогда не уступавшая его никому и оставшаяся непревзойденной Любовью Орловой, звездой № 1 советского кино.

    1    2    3    4
В начало страницы