Уже
после его смерти Серова родила сына, которого назвала Анатолием.
Сталин потом часто приглашал ее в Кремль, где она
сидела рядом со вдовой Валерия Чкалова, Ольгой Эразмовной. Вдовы
героев были в большом почете. Сталин отыгрывал свой образ сердечного
и внимательного к бедам людей вождя. Фотографии Валентины Серовой
тогда постоянно печатались в газетах. Толпы простаивали на фильм
«Девушка с характером», где она снялась в главной роли.
Серова в кино – это «социальный типаж», в ее лице,
повадке, облике было то, что мечтал увидеть зритель. Она создала
новый социальный тип молодой, очаровательной, влекущей к себе задорной
советской девушки. У Серовой было красивое, выразительное лицо,
были юмор, естественность и, как бы теперь сказали, сексуальная
притягательность.
Тогда на кинематографическом небосклоне царили Любовь
Орлова и Марина Ладынина. Серова по праву встала рядом с ними. Но
ее героини, в отличие от героинь Орловой и Ладыниной, могли быть
не только мечтой – они приходили из реальной жизни. Что бы она не
играла, она привносила в свои роли волнующую и человеческую тему
преодоления – помимо комедийности, на которую в те годы, как и всегда,
впрочем, был повышенный спрос.
Обладала новая звезда и еще одним немаловажным свойством:
она была талантливой театральной актрисой. В 1938 году ТРАМ, где
начинала Серова, был преобразован в Театр имени Ленинского комсомола,
им стал руководить Иван Николаевич Берсенев.
В 1939 году в Ленкоме Серафима Бирман поставила пьесу
Горького «Зыковы», где сама Бирман сыграла Софью, Антипу – Борис
Оленин, а роль Павлы замечательно исполнила Валентина Серова. Борис
Оленин был увлечен Серовой, в театре говорили, что он потерял голову,
но в жизнь Валентины Васильевны в это время входил другой человек.
Как она потом вспоминала, ей ужасно мешало, что на каждом спектакле
«Зыковых» в первом ряду сидел какой-то молодой человек с цветами
и буквально прожигал ее взглядом. Он не пропускал ни одного спектакля
с участием Серовой, толкался возле служебного входа, писал ей записки
с просьбой о встрече. Это продолжалось довольно долго. Однажды,
после долгих раздумий, она написала ему: «Позвоните мне. В. Серова».
Это
был начинавший тогда входить в моду поэт Константин Симонов. Ему
было 24 года.
Открывалась следующая страница ее биографии – начало
любовного романа, который будет переживать вся страна. Зимой 1941
года на страницах «Правды» было опубликовано тут же ставшее знаменитым
стихотворение «Жди меня» с посвящением – «В.С.» А в 1942 году вышел
в свет сборник стихов Симонова «С тобой и без тебя» с посвящением
– «Валентине Васильевне Серовой». Книжку нельзя было достать. Стихи
переписывали от руки, учили наизусть, посылали на фронт, читали
друг другу вслух. Ни один поэт в те годы не знал столь оглушительного
успеха, какой познал Симонов после публикации «С тобой и без тебя».
«Будь хоть бедой в моей судьбе,
Но кто б нас ни судил,
Я сам пожизненно к тебе
Себя приговорил.»
В годы войны театр был эвакуирован в Фергану. Там
Серова почти ежедневно получала от Константина Симоноваписьма. Тепло
относящаяся к ней Серафима Бирман – любимая ученица Станиславского,
талантливый режиссер, снимавшаяся в то время у Эйзенштейна в фильме
«Иван Грозный», - писала ей, что она должна быть внимательнее к
Симонову, что такими людьми бросаться нельзя и надо перестать слушаться
только себя. Но Серова всю жизнь была во власти собственных эмоций,
и поделать с этим ничего не могла.
Театр вернулся из эвакуации только в апреле 1943
года. В том же году Серова согласилась стать женой Симонова. Это
была его страсть – сильная мужская страсть к женщине, которая поначалу
не любила его – и не была особенно к нему привязана.
|
Свадьба с Симоновым во многом изменила
ее жизнь. Он был любимцем Сталина, на привилегированном положении,
одним из руководителей Союза советских писателей. Очень талантливый,
умный, мужественный человек – но преклонявшийся перед режимом, внутри
которого существовал. Она много с ним ездила – была, например, в
1946 году в Париже, когда Симонов проводил там кампанию по возвращению
на Родину эмигрантов. Кампания не очень честная: те, кто возвращались,
очень часто попадали в лагеря. В Париже она встречалась с Иваном
Буниным, Тэффи (Надеждой Лохвицкой), Борисом Зайцевым… Сохранились
воспоминания о таком случае: на одном из обедов, где Симонов уговаривал
всех вернуться, его отозвали к телефону, и тогда Серова тихо сказала:
«Не слушайте его…» Она всегда говорила правду. Всегда. И это была
ее огромная ошибка – она часто была вспыльчива, несдержанна, но
всегда искренна и поразительно добра.
|