Мне
хочется думать, что период жизни Серовой, когда она была вместе
с Симоновым, был для нее самым счастливым. Творческие взлеты в сороковые
годы были действительно прекрасны. Она снималась в кино. «Сердца
четырех» – незамысловатая комедия о забавной любовной путанице,
где с Серовой снимались Людмила Целиковская, Евгений Самойлов и
Павел Шпрингфельд, до сих пор смотрится с большим удовольствием.
Фильм «Жди меня» по кинематографическим стандартам вышел неудачным,
но он с огромной художественной правдой выразил свое время, и зрители
и тогда, и сейчас проявляют немалый интерес к этой картине. В 1946
году Серова снялась в фильме «Композитор Глинка» в роли жены Глинки.
В роли Пушкина там снялся кумир 30-х и 40-х годов – Петр Алейников.
Фильм был неудачным, но Серова получила за эту роль звание лауреата
Сталинской премии.
И на театральной сцене Серова в те годы создает свои
лучшие образы. Симонов специально для нее пишет пьесы – «Под каштанами
Праги», «Так и будет», «Русский вопрос», который шел в пяти московских
театрах, «Русские люди»… И в каждой пьесе Серова с блеском исполняет
главные роли. Она была в моде – элегантная, зажигательная, Женщина
в высоком смысле этого слова.
Она много выступает с концертами. Однажды в одном
из госпиталей, где на излечении находился высший комсостав, ее попросили
выступить в отдельной палате. Она пришла туда – и увидела бледное,
исхудавшее, умное, красивое лицо, и на нем – огромные синие глаза,
в которых было нетерпеливое и напряженное ожидание. Это был маршал
Константин Рокоссовский. Они долго разговаривали, и когда Серова
вернулась домой, она тут же заявила Симонову, что влюбилась. Насколько
близки были Серова и Рокоссовский, никому неизвестно. Она никогда
никому не говорила о своей любви. Только в 1968 году, услышав по
радио о смерти Рокоссовского, она рассказала своей дочери, Марии
Кирилловне, об их коротком романе. В детали она не вдавалась.
После войны в стране началась кампания по борьбе
с космополитизмом – это была форма уничтожения интеллигенции с антисемитской
подоплекой. Симонов принимал в этой кампании активное участие, выступал,
когда вышло постановление о театральных критиках. А Серова этого
не одобряла, она очень мучилась из-за этого, ей было стыдно приходить
в театр. Критик Юзовский был ее другом, с Борщаговским она часто
встречалась, Гурвича она почитала. А теперь ее муж громил их как
«безродных космополитов.»
Помимо прочего, Симонов отправил нелюбимого им сына
Серовой Анатолия в интернат куда-то за Урал. Это была страшная ошибка.
Серова очень этим казнилась, не могла простить этого ни себе, ни
мужу.
В 1949 году Серова ушла из Театра имени Ленинского
комсомола, где она прослужила четырнадцать лет. От всех свалившихся
на нее неприятностей она начала выпивать. Еще в 1948 году Симонов,
очень страдающий из-за этого ее пристрастия, писал ей : «Что с тобой,
что случилось? Почему все сердечные припадки, все дурноты всегда
в мое отсутствие? Не связано ли это с образом жизни? У тебя, я знаю,
есть чудовищная русская привычка пить именно с горя, с тоски, с
хандры, с разлуки…» Разлука с сыном, разрыв с Рокоссовским - по
слухам, маршала заставили прекратить всякие отношения со знаменитой
актрисой, Сталин был предельно консервативен в вопросах семейных
отношений, – кампания против космополитизма, которую вел Симонов
– все это приводило Серову в состояние отчаяния, она была беспомощна.
Неожиданно для всех начала выпивать, и остановить себя уже не могла.
Пройдет еще восемь совместных с Симоновым лет. У
них родится дочь Маша, Серова сыграет немало ролей в Театре им.
Моссовета, снимется в фильме «Бессмертный гарнизон» по сценарию
Симонова. Фильм снимал Александр Столпер, обожавший Симонова и переживающий
всю его личную драму. Серову Александр Борисович возненавидел, он
считал, что она мешает съемкам, приезжая на съемочную площадку в
ненормальном состоянии, но когда фильм был снят, признался, что
Серова очень хороша. «Актриса она талантливая, тут ничего не скажешь»
- признавался он. Симонов был счастлив. Он еще довольно долго будет
радоваться ее успехам, ее любви к сцене, без которой она не могла
жить. Но наступит день, когда он напишет ей: «Люди прожили вместе
четырнадцать лет. Половину этого времени мы прожили часто трудно,
но приемлемо для человеческой жизни. Потом ты стала пить… Я постарел
за эти годы на много лет и устал, кажется, на всю жизнь вперед…»
|
Симонов еще пытался наладить жизнь.
Он содействовал тому, что ее зачислили в Малый театр, который был
ей чужд. Ее приняли там очень холодно – шубы, «Виллис» с шофером,
Симонов, который постоянно ждал ее у театра… Она сыграла в Малом
театре единственную роль – Коринкиной в «Без вины виноватые». Серова
не любила ни эту роль, ни этот спектакль. Однажды она пришла на
спектакль «не в форме». Старые актрисы Малого театра были возмущены,
они затеяли товарищеский суд над Серовой. Она сидела молча, бледная,
глубоко несчастная, и покорно слушала все, что говорили в ее адрес.
«Да, вы правы, вы правы» – шептала она. После собрания в фойе театра
появился Симонов, поднял заплаканную Серову на руки, снес по лестнице,
усадил в машину и увез. Больше она в театре не появлялась. |