Завидовали
ей все и всегда, даже мать – Клавдия Половикова. Талантливая актриса,
но очень недобрый человек, которая плохо относилась к дочери и ревновала
к ее успеху.
Серова поступила в Театр им. Моссовета, где проработала
девять лет. За все это время она получила лишь одну стоящую роль
– Лидию в пьесе «Сомов и другие». Она играла в очередь с Любовью
Орловой, и своей игрой вызывала восхищение и публики, и критики,
и коллег по театру.
А в доме у нее был разлад. В 1957 году они с Симоновым
расстались. Он устал от ее нервных срывов, пристрастия к питью,
от того, что в доме не было покоя. Еще до того, как они окончательно
расстались, Симонов написал безжалостные строки (они были им опубликованы):
Я не могу тебе писать стихов –
Ни той, что ты была, ни той, что стала.
И, очевидно, этих горьких слов
Обоим нам давно уж не хватало…
Упреки поздно на ветер бросать,
Не бойся разговоров до рассвета.
Я просто разлюбил тебя. И это
Мне не дает стихов тебе писать.
Сначала Валентина Васильевна боролась – она боялась
остаться одна. Она была очень ранимым и незащищенным человеком.
Она уничтожила почти весь свой архив, многое сожгла, наивно думая,
что это поможет ей выжить. А Симонов сразу женился вновь – на интеллектуалке
Ларисе Алексеевне Гудзенко, вдове поэта Семена Гудзенко и дочери
генерала Жадова. Симонов удочерил ее дочь Катю, потом у них родилась
обожаемая Симоновым Саня. Имя Серовой изживалось из жизни Симонова.
Он никогда не упоминал о ней, снял посвящение из сборника «С тобой
и без тебя». И только стихотворение «Жди меня» по-прежнему выходило
с пометкой: «В.С.» – и сноской: «Валентина Васильевна Серова – заслуженная
артистка РСФСР». И все.
Она осталась одна. У нее забрали дочь – она воспитывалась
у бабушки, Клавдия Половикова даже судилась с Серовой из-за нее.
Маша рвалась к матери, и по достижению совершеннолетия вернулась
к ней. Это было довольно мучительно. Обожая мать, Мария Кирилловна
не могла жить с нею рядом.
Серова рано постарела. Алкоголизм очень сильно сказался
на ее внешности. Из-за пьянства ее уволили из Театра им. Моссовета.
Она ненадолго вернулась в Ленком, где играла какую-то чепуху. Ее
уволили по сокращению штатов. Потом ненадолго был Ногинский театр,
и в конце – Театр киноактера. Она пила – страшно, отчаянно. Последние
годы ее жизни ничем не напоминали о том, что когда-то эта всеми
брошенная женщина принадлежала к элите. Она была не столько постаревшая,
сколько сломленная и спившаяся. Все те люди, кто пил за ее здоровье
в хлебосольном симоновском доме, теперь отвернулись от нее. Она
узнала и безработицу, и нужду, и унижения. Числясь в Театре киноактера,
каждое утро она звонила диспетчеру и спрашивала, есть ли для нее
работа. И каждое утро получала ответ: «Нет, Валечка, для вас работы
нет». Ее дочь вспоминала, что в те годы Серова была ожесточенной,
совершенно потерянной, загнанной в угол. К ней приехал ее сын, Анатолий
– такой же алкоголик, как и мать. Он умер за полгода до нее. Похоронили
его в Монино, под Москвой, где он жил с новой женой. Серова не была
на похоронах – она была уже в бессознательном состоянии.
Она умерла в декабре 1975 года. Умерла одна, в пустой
квартире, сутки пролежала на полу. Ей было 57 лет. Ни некрологов,
ни статей в газетах не последовало – лишь коротенькое извещение
в газете «Вечерняя Москва». Панихида была в Театре киноактера. Народу
было немного, все стояли в пальто и ждали, когда начнется гражданская
панихида. А она все не начиналась – кто-то должен был приехать,
то ли из Союза кинематографистов, то ли из Госкино СССР… И вдруг
за кулисами включили магнитофон, и зазвучал голос Серовой, исполняющей
песню из кинофильма «Жди меня». Мгновенно началась панихида, люди
выходили к гробу и говорили – с нежностью, болью, обидой, горечью…
В 1979 году, за месяц до смерти, Симонов призвал
в больницу дочь с просьбой принести остатки серовского архива. Симонов
перечитал свои письма к Серовой, и сказал дочери: «Я думал, что
все ушло. И вдруг все вернулось ко мне, я все пережил заново, словно
это происходит сейчас…» Письма он сжег. Но Маша втайне от отца сняла
копии с его писем к матери и сохранила их.
Очень многие люди, окружавшие Серову, отошли в небытие.
Даже Симонов. А Серова остается в памяти – потому что второй такой
у нас нет, - романтической женщины, умеющей дарить людям счастье,
и актрисы, не умевшей терять…
|