Любовь
и семью, добровольно отринутые, заменил ей Художественный театр.
Еще во время ее учебы в Школе на Кореневу обратил
внимание Станиславский и стал занимать ее в спектаклях театра. Она
играла Марию Антоновну в «Ревизоре» Гоголя – ее партнершей была
Ольга Книппер в роли Анны Андреевны, - Ксению в «Борисе Годунове»…
Постепенно к ней приходила известность, появлялись поклонники.
Ее первым настоящим триумфом была роль Верочки в
постановке «Месяца в деревне» Тургенева. На эту роль Станиславским
были утверждены две актрисы: Коренева и Алиса Коонен. Но Коонен
эта роль не нравилась – она считала, что Коренева справится с нею
лучше. Она прямо заявила об этом Станиславскому, но тот все равно
продолжал с ней репетировать. Тогда Коонен стала практически саботировать,
под разными предлогами уклоняясь от участия в спектакле. В конце
концов Станиславский махнул на нее рукой, и роль осталась в полном
распоряжении Лидии Михайловны.
Это был период сближения Художественного театра с
объединением художников «Мир искусства». Лев Бакст, Мстислав Добужинский,
Александр Бенуа, Борис Кустодиев сотрудничали с театром, принимая
участие в создании декораций, костюмов, элементов сценического оформления,
афиш. Началось все с совместного ужина приехавшего в Москву Добужинского
и основателей Художественного театра – Станиславского, Немировича-Данченко,
Качалова, Книппер, Москвина и других, - в ресторане Эрмитаж. Тогда
Станиславский просил Добужинского передать его коллегам по «Миру
искусства», что театр хотел бы сотрудничать с ними – и сообщить,
кто из них и что именно хотел бы ставить в Художественном театре.
Самому Добужинскому было предложено участвовать в постановке «Месяца
в деревне».
Добужинский с энтузиазмом берется за декорации к
пьесе. Из Петербурга, где он
жил, он присылает эскизы костюмов, варианты декораций. Труппа была
в восхищении, Немирович-Данченко писал жене, что декорации Добужинского
бесподобны. Казалось, что они не созданы на холсте, а сотканы из
воздуха, солнечного света и легкой грусти.
Репетиции пьесы шли очень тяжело, с огорчениями,
неудачами. Всего было 114 репетиций. За это время Добужинский подружился
с актерами. Особенно сблизился он с Лидией Кореневой. Она пленила
его воображение своей природной элегантностью, изысканностью и таинственной
капризностью манер, редкостной красотой. Он влюбился в нее. В театре
говорили, что он потерял голову. Он постоянно рисовал ее портреты
– всего он создал их около сотни. Каждое утро во время репетиций
посылал ей роскошные букеты цветов – они стояли у нее в гримуборной
и благоухали на весь театр. Забрасывал ее признаниями в своих чувствах.
Но она хранила верность данному ею обету – и своей любви к Василию
Ивановичу Качалову.
Премьера спектакля состоялась 9 декабря 1909 года
– успех был громадный. Станиславский играл Ракитина, Наталью Петровну
– Ольга Книппер, Верочку – Коренева. Великая Мария Николаевна Ермолова
после премьеры отзывалась о спектакле с восторгом: «Дивная, идеальная
постановка!».
Кореневу хвалили больше всех из исполнителей. Она
стала по-настоящему знаменитой. Почитателей у нее, красивой женщины
и талантливой актрисы, было несметное количество. Добужинский не
пропускал ни одного ее спектакля, продолжал писать ее портреты;
ее рисовал Сомов; Бакст был покорен ею; Александр Блок восхищался
ее красотой и талантом.
В
1910 году Немирович-Данченко поставил в Художественном театре «Братьев
Карамазовых» Достоевского. Спектакль игрался в два вечера. Коренева
играла Lise Хохлакову, Качалов – Ивана Карамазова. Ольга Леонардовна
Книппер писала после спектакля жене Станиславского Марии Петровне
Лилиной (Станиславский в то время тяжело болел тифом и находился
в Кисловодске): «Из женщин первым номером Коренева – очаровательная,
нежная, хрупкая статуэтка. Вывозят ее в кресле, вся в белом, точно
облако лежит белое платье старинного шитья. На тоненькой шейке прелестная
рыжеватая, вся в завитках головка с черной бархоткой, и все это
на фоне синего кресла: вытянутые атрофированные ноги в белых мягких
башмачках, это внешность. Образ дает преинтересный – больная, с
повышенной нервностью, уже с надрывом в душе, богатая избалованная
девочка, чувствующая всю красоту и глубину Алешиной души, жаждущая
какой-то большой жизни, больших чувств, но вся надорванная, истеричная,
бесенок».
Когда Станиславский решил включить в репертуар театра
одноактные пьесы Тургенева – «Провинциалка», «Где тонко, там и рвется»,
«Нахлебник», - он вновь пригласил Добужинского. Тот с восторгом
согласился – он снова сможет работать вместе с обожаемой им Лидией.
Премьера тургеневского спектакля состоялась 5 марта 1912 года. Режиссером
был Немирович-Данченко, Коренева играла Ольгу Петровну в «Нахлебнике».
Она пленяла необыкновенной естественностью, мягкостью и молодостью.
В ней была загадочность и удивительная красота. И, как впоследствии
писал Добужинский, «исключительный драматический талант».
|