В
декабре 1929 года Коренева сыграла Зинаиду в спектакле «Дядюшкин
сон» по Достоевскому. Лидии Михайловне было уже за сорок, а она
играла двадцатилетнюю молодую красавицу. Репетиции шли очень трудно
– почти два года. Партнершей Кореневой снова была Книппер-Чехова
– в роли Марьи Александровны. Хотя Станиславскому Коренева в этой
роли резко не нравилась, она тем не менее играла Зинаиду десять
лет – пока ее не заменили на действительно молодую красавицу Ангелину
Степанову.
Время Кореневой постепенно уходило. Театру она становилась
не нужна, ее побаивались, зная об ее дурном характере – а с годами
он становился еще труднее. К тому же, она была известна честностью
и бескомпромиссностью. Когда в конце 40-х годов из театра увольняли
режиссеров Вершилова и Кнебель (в стране шла разнузданная кампания
по борьбе с космополитизмом), на защиту кинулись только две старые
актрисы – Книппер-Чехова и Коренева. Правила жизни, привитые в начале
века, соблюдались ими неукоснительно.
Работы у Кореневой становилось все меньше и меньше.
Она доигрывала Варю в «Вишневом саду», играла эпизодическую роль
Дамы, приятной во всех отношениях, в «Мертвых душах» Гоголя, недолго
играла Эльмиру в мольеровском «Тартюфе» - и все.
В тот период ее часто видели в Большом зале Консерватории.
Статная, со все еще идеальной фигурой, совершенно седая, с породистым
аристократическим лицом, все еще красивая, элегантная – она всегда
выглядела так, словно на нее работали лучшие парижские дома мод,
- она не знала, куда себя деть.
Последней ее работой была крошечная роль графини
Вронской в «Анне Карениной», куда ее ввели в 1957 году.
Жила Лидия Михайловна очень замкнуто и одиноко в
Староконюшенном переулке. Практически единственным, кто бывал в
то время у Кореневой, был ее сосед по лестничной площадке, артист
МХАТа Михаил Горюнов. 
В 1955 году новый директор МХАТа Александр Васильевич
Солодовников сделал попытку сократить труппу театра, выведя на пенсию
несколько «стариков». Длинный перечень тех, кто показался дирекции
не нужными театру, был представлен президиуму Художественного совета
МХАТа. Президиум был в смущении: список включал, в частности, Книппер-Чехову
и Кореневу.
Алла Тарасова категорически возражала против вывода
на пенсию Ольги Леонардовны. Солодовников убеждал собравшихся, что
и Книппер, и Коренева останутся почетными членами труппы и будут
пользоваться равными во всеми правами, но переубедить президиум
ему не удалось.
В 1958 году ее все-таки вывели на пенсию – ей было
73 года. Она была глубоко оскорблена тем, что ее отлучили от любимого
театра, от того, что составляло единственный смысл ее жизни. Она
поклялась, что больше не переступит порог МХАТа – и сдержала слово.
Она приехала во МХАТ только на похороны Аллы Тарасовой в апреле
1973 года, но стояла у входа и в здание так и не вошла.
Как она жила оставшиеся ей 25 лет после ухода из
театра, почти никто не знает. Одинокая, всеми забытая и покинутая,
она жила тем, что продавала подаренные ей когда-то картины Добужинского,
Бакста, Сомова, Бенуа…
В 1987 году в театре раздался телефонный звонок,
и незнакомый голос сообщил, что умерла Коренева. Ей было 97 лет.
Когда из театра пришли к ней домой, обнаружили разграбленную, опустошенную
квартиру с голыми стенами. Куда исчезла ее коллекция живописи, ее
драгоценности, другие вещи – не известно до сих пор.
Похороны организовал МХАТ. Проводить старую актрису
пришло всего несколько человек – впрочем, это было летом, труппа
была в отпуске… Ее, последнюю представительницу старого Художественного
театра, похоронили на Новодевичьем кладбище, в некрополе МХАТа.
Сегодня ее вспоминают только как прообраз Пряхиной
из булгаковского «Театрального романа». И этот образ – во многом
злой и несправедливый – преследует ее после смерти, подменяет ее,
словно и не было в ее жизни знаменитых и непревзойденных героинь
Тургенева и Достоевского, не было той славы, которая шумела вокруг
ее имени, и капризно-пленительного холеного лица, которое осталось
на портретах Мстислава Добужинского…
|