А весной 1904 года в Шахматово к гостившим там
Блокам приехали Сергей Соловьев и Андрей Белый. Они постоянно ведут
с Блоком философские беседы, а Любовь Дмитриевну просто преследуют
своим экзальтированным поклонением. Каждому ее действию приписывалось
огромное значение, все ее слова истолковывались, наряды, жесты,
прическа обсуждалась в свете высоких философских категорий. Сначала
Любовь Дмитриевна охотно принимала эту игру, но затем это стало
тяготить и ее, и окружающих. Блок тоже едва терпел. Отношения с
Соловьевым он практически закончит через год. С Белым его свяжут
на долгие годы совсем другие отношения.
В 1905 году поклонение Любови Дмитриевне как неземному
существу, воплощению Прекрасной Дамы и Вечной Женственности сменилось
у Андрея Белого, вообще склонного к аффектам и экзальтации, сильной
любовной страстью – единственной его настоящей любовью. Отношения
между ним и Блоками запутались, в неразберихе были повинны все –
и Блок, постоянно уходивший от объяснения, и Любовь Дмитриевна,
не умевшая принимать твердых решений, и больше всех сам Белый, за
три года доведший себя до патологического состояния и заразивших
своей истерикой остальных.
Летом
1905 года Сергей Соловьев со скандалом – он поссорился с Александрой
Андреевной, - уехал из Шахматова. Блок взял сторону матери, Белый
– Сергея. Он тоже уехал, но перед отъездом успел запиской объясниться
Любови Дмитриевне в любви. Та рассказала обо всем свекрови и мужу.
Осенью Блок и Белый обмениваются многозначительными письмами, обвиняя
друг друга в изменах идеалам дружбы и тут же каявшихся в грехах.
Любовь Дмитриевна пишет ему, что остается с Блоком. Белый отвечает
ей, что он порывает с ней, потому что понял, что в его любви не
было «ни религии, ни мистики». Однако успокоиться он не может, и
1 декабря приезжает в Петербург. В ресторане Палкина происходит
встреча Блоков и Белого, закончившаяся очередным примирением. Вскоре
Белый уезжает обратно в Москву, но возвращается оттуда злой: Блок
опубликовал пьесу «Балаганчик», в которой осмеял и московских «аргонавтов»,
и сложившийся любовный треугольник, и самого себя. Новые письма,
новые объяснения и ссоры… Особое негодование у Белого вызвала фигура
Коломбины – в образе глупой картонной куклы Блок изобразил его Прекрасную
Даму, Любовь Дмитриевну…
Сама Любовь Дмитриевна в то время чувствовала себя
не нужной мужу, «брошенной на произвол каждого, кто стал бы за ней
упорно ухаживать», как она сама писала. И тут появляется Белый,
который все настойчивее зовет ее бросить Блока и жить с ним. Она
долго колебалась – и наконец согласилась. Даже поехала как-то к
нему, но – Белый допустил какую-то неловкость, и она тут же оделась
и исчезла. Белый говорит с Блоком – и тот отстраняется, предоставив
решение жене. Она снова рвет с ним, снова мирится, опять рвет… Белый
пишет Блоку письма, в которых умоляет его отпустить Любовь Дмитриевну
к нему, Блок писем даже не вскрывает. В августе 1906 Блоки приезжают
к Белому в Москву – в ресторане «Прага» происходит тяжелый разговор,
закончившийся сердитым бегством Белого. Он все еще думает, что любим,
и что только обстоятельства и приличия стоят на его пути. Друг Белого,
поэт и критик Эллис (Лев Кобылинский), подбил его вызвать Блока
на дуэль – Любовь Дмитриевна пресекла вызов на корню. Когда Блоки
из Шахматова переезжают в Петербург, Белый следует за ними. После
нескольких тяжелых встреч все трое решают, что в течение года им
не следует встречаться – чтобы потом попытаться выстроить новые
отношения. В тот же день Белый уезжает в Москву, а затем – в Мюнхен.
Во время его отсутствия друзья Белого по его просьбе
уговаривают Любовь Дмитриевну ответить на его чувства. Она же полностью
избавилась от этого увлечения. Осенью 1907 года они несколько раз
встречаются – и в ноябре расстаются окончательно. В следующий раз
они встретятся лишь в августе 1916 года, а затем – на похоронах
Блока.
В ноябре 1907 года Блок влюбился в Наталью Волохову – актрису труппы
Веры Комиссаржевской, эффектную сухощавую брюнетку. Ей было 28 (Блоку
– 26). Блок посвятит ей циклы «Снежная маска» и «Фаина». Роман бурный,
речь даже заходила о разводе Блока и браке с Волоховой. Любовь Дмитриевна
переживала все это тяжело: еще не зажили раны после унизительного
для нее расставания с Белым, как Блок приводит в их дом свою новую
возлюбленную. Однажды Любовь Дмитриевна пришла к Волоховой и предложила
взять на себя все заботы о Блоке и его дальнейшей судьбе. Та отказалась,
таким образом признав свое временное место в жизни Блока. Любовь
Дмитриевна даже подружится с нею – дружба эта пережила и роман,
который длился всего год, и даже самого Блока.
Теперь Любовь Дмитриевна пытается самоутвердиться
в жизни. Она мечтает о карьере трагической актрисы, чем раздражает
Блока, не видевшего в ней никакого таланта. Найдя для себя новое
дело - театр, - она одновременно нашла и свое новое положение в
мире. Постепенно она стала на тот путь вседозволенности и самоутверждения,
которым так похвалялись в декадентско-интеллигентской среде и которым
во многом следовал Блок. Он находил выход своим плотским желаниям
в случайных связях – по его собственным подсчетам, у него было более
300 женщин, многие их которых – дешевые проститутки. Любовь Дмитриевна
же уходит в «дрейфы» - пустые, ни к чему не обязывающие романы и
случайные связи. Она сходится с Георгием Ивановичем Чулковым – другом
и собутыльником Блока. Типичный декадентский болтун, он тем не менее
легко добивается того, чего тщетно домогался Белый – за что Белый
смертельно его возненавидел. Сама Любовь Дмитриевна характеризует
этот роман как «необременительную любовную игру». Блок относился
к этому иронически и с женой в объяснения не вступал.
20 января 1907 года скончался Дмитрий Иванович Менделеев.
Любовь Дмитриевна была сильно подавлена этим, и ее роман плавно
сошел на нет. В конце весны она – одна – уезжает в Шахматово, откуда
шлет Блоку нежные письма – словно ничего и не произошло. Тот отвечает
ей не менее нежно.
Зимой Любовь Дмитриевна поступает в труппу Мейерхольда,
которую тот набирает для гастролей на Кавказе. Выступала она под
псевдонимом Басаргина. Таланта актрисы в ней не было, но она очень
много работала над собой. Пока она была на гастролях, Блок расстался
с Волоховой. А у Любови Дмитриевны завязывается новый роман – в
Могилеве она сходится с начинающим актером Дагобертом, на год моложе
ее. Об этом увлечении она немедленно сообщает Блоку. Они вообще
постоянно переписываются, высказывая друг другу все, что у них на
душе. Но тут Блок замечает в ее письмах какие-то недомолвки… Все
разъясняется в августе, по ее возвращении: она ждала ребенка. Любовь
Дмитриевна, ужасно боявшаяся материнства, хотела избавиться от ребенка,
но слишком поздно спохватилась. С Дагобертом она к тому времени
давно рассталась, и Блоки решают, что для всех это будет их общий
ребенок.
Сына, родившегося в начале февраля 1909 года, назвали
в честь Менделеева Дмитрием. Он прожил всего восемь дней. Блок переживает
его смерть гораздо сильнее своей жены… После его похорон он напишет
знаменитое стихотворение «На смерть младенца».
|