Оба были опустошены
и раздавлены. Они решают поехать в Италию. На следующий год снова
путешествуют по Европе. Любовь Дмитриевна пытается вновь наладить
семейную жизнь – но хватило ее ненадолго. Она постоянно ссорится
с матерью Блока – Блок даже подумывает съехать в отдельную квартиру.
Весной 1912 года образуется новое театральное предприятие – «Товарищество
актеров, художников, писателей и музыкантов». Любовь Дмитриевна
была одним из инициаторов и спонсоров этого предприятия. Труппа
поселилась в финских Териоках. У нее снова роман – со студентом-юристом,
на 9 лет моложе ее. Она уезжает за ним в Житомир, возвращается,
снова уезжает, просит Блока отпустить ее, предлагает жить втроем,
умоляет помочь ей… Блок тоскует без нее, она скучает вдали от него,
но остается в Житомире – роман идет тяжело, ее возлюбленный пьет
и устраивает ей сцены. В июне 1913 года Блоки, договорившись, вместе
едут во Францию. Она постоянно просит его о разводе. А он понимает,
что любит ее и нуждается в ней, как никогда… В Россию они возвращаются
порознь.
В январе 1914 Блок влюбляется в оперную певицу Любовь
Александровну Андрееву-Дельмас, увидев ее в роли Кармен, – он посвятит
ей цикл стихов «Кармен». В любви к ней он наконец смог соединить
земную и духовную любовь. Именно поэтому Любовь Дмитриевна восприняла
этот роман мужа спокойно и не ходила объясняться, как в случае с
Волоховой. Страсть прошла быстро, но дружеские отношения Блока и
Дельмас продолжались почти до самой смерти Блока.
Любовь Дмитриевну никак нельзя назвать женщиной заурядной.
В ней чувствовался человек нелегкого, крайне замкнутого характера,
но, бесспорно, очень сильной воли и очень высокого представления
о себе, с широким кругом духовных и интеллектуальных запросов. Иначе
почему Блок, при всей сложности их отношений, неизменно обращался
к ней в самые трудные минуты своей жизни?
Блок
всю жизнь расплачивался за сломанную им семью – сознанием вины,
терзаниями совести, отчаянием. Он не переставал любить ее, что бы
с ними не происходило. Она – «святое место души». А с нею все было
гораздо проще. Она не испытывала серьезных душевных мук, смотрела
на вещи трезво и эгоистично. Целиком уйдя в свою личную жизнь, она
в то же время постоянно взывала к жалости и милосердию Блока, утверждая,
что если он оставит ее, она погибнет. Она знала его благородство
и верила в него. И он принял на себя эту тяжелую миссию.
Начавшаяся война и последовавший за ней революционный
разброд нашли свое отражение в творчестве Блока, но мало повлияли
на его семейную жизнь. Любовь Дмитриевна по-прежнему пропадает на
гастролях, он тоскует без нее, пишет ей письма. Во время войны она
стала сестрой милосердия, потом вернулась в Петроград, где изо всех
сил налаживает разваленный войной и революцией быт – достает продукты,
дрова, организует вечера Блока, сама выступает в кабаре «Бродячая
собака» с чтением его поэмы «Двенадцать». В 1920 году она поступает
на работу в театр Народной комедии, где у нее вскоре завязывается
роман с актером Жоржем Дельвари, он же – клоун Анюта. Ей «страшно
хочется жить», она пропадает в обществе своих новых друзей. А Блок
окончательно понимает – в его жизни были и будут «только две женщины
– Люба и все остальные». Он уже тяжело болен – врачи не могут сказать,
что это за болезнь. Постоянно высокая температура, которую нельзя
было ничем сбить, слабость, сильные боли в мышцах, бессонница… Ему
советовали уехать за границу, а он отказывался. Наконец согласился
уехать – но не успел. Он умер в тот день, когда прибыл заграничный
паспорт – 7 августа 1921 года. Газеты не выходили, и о его смерти
было сообщено лишь в рукописном объявлении на дверях Дома писателей.
Хоронил его весь Петербург.
В пустой комнате Любовь Дмитриевна и Александра Андреевна
вместе плакали над его гробом.
Они, постоянно ссорившиеся при жизни Блока, после
его смерти будут жить вместе – в одной комнате уплотненной, ставшей
коммунальной, квартиры. Жизнь будет тяжелая: Блока вскоре почти
перестанут издавать и денег почти не будет. Любовь Дмитриевна отойдет
от театра и увлечется классическим балетом. Александра Андреевна
проживет еще два года. После ее смерти Любовь Дмитриевна устроится
с помощью своей подруги Агриппины Вагановой на работу в Хореографическое
училище при Театре оперы и балета им. Кирова – бывшем Мариинском,
будет преподавать историю балета. Теперь училище носит имя Вагановой.
Любовь Дмитриевна станет признанным специалистом в теории классического
балета, напишет книгу «Классический танец. История и современность»
- она будет издана через 60 лет после ее смерти. Личной жизни после
смерти Блока она практически не ведет, решив стать вдовой поэта,
которому так и не смогла стать женой. О своей жизни с ним она тоже
напишет – назовет книгу «И быль и небылицы о Блоке и о себе». Умерла
она в 1939 году – еще нестарая женщина, в которой почти невозможно
уже было увидеть Прекрасную Даму русской поэзии… |