Ольга
Леонардовна долго думала, может ли она, имеет ли она право связать
свою жизнь с Чеховым. Она, актриса, не представляющая свою жизнь
вне сцены – и он, великий писатель, вынужденный из-за своей болезни
жить вдалеке от любимой им Москвы, вдалеке от нее. Но в конце концов
все-таки решилась.
В середине мая 1901 года Антон Павлович приехал в
Москву, и 25 мая они обвенчались. Его семья только из газет узнала
о свадьбе. Даже его брат Иван Павлович, с которым Чехов встречался
всего за час до венчания, узнал о свершившемся лишь после того,
как все свершилось. Долгое время Чеховы даже не знали, кто была
невеста. Знала обо всем лишь Мария Павловна, Станиславский и Немирович-Данченко.
Сразу после свадьбы молодые поехали под Уфу в Андреевский
санаторий, где пробыли полтора месяца, оттуда уехали в Ялту. 20
августа Ольга Леонардовна вернулась в Москву.
Ее часто обвиняли в том, что она пренебрегала Чеховым,
бросила его одного в Ялте, не была той женой, которая была нужна
великому писателю. А она тогда постоянно мучилась этим, разрываясь
между желанием быть с любимым мужем – и желанием играть. Она понимала
– и Чехов неоднократно писал ей об этом, - что просто жена, домохозяйка,
оторванная от «живого дела», не нужна ему. Он полюбил ее именно
такой, любящей театр – и не мог принять жертвы, которую она принесла
бы, оставив дело своей жизни. Еще до женитьбы, 27 сентября 1900
года, он писал ей: «…я не знаю, что сказать тебе, кроме одного,
что я уже говорил тебе 10000 раз и буду говорить, вероятно, еще
долго, что есть что я тебя люблю – и больше ничего. Если теперь
мы не вместе, то виноваты в этом не я и не ты, а бес, вложивший
в меня бацилл, а в тебя любовь к искусству».
Даже живя в постоянной разлуке, они чувствовали себя
настоящей семьей. Они очень хотели детей. Но первая беременность
Книппер, в 1901 году, закончилась выкидышем… В 1902 году она снова
беременна, бережется, волнуется, старается родить наконец Антону
Павловичу «полунемца», как он шутливо просил ее в письме… Но происходит
трагедия. Во время спектакля рабочие не вовремя открыли люк – и
она упала с высоты нескольких метров. После долгой болезни и перенесенной
операции она не могла больше иметь детей. Она снова пытается уйти
из театра – и директора, и сам Антон Павлович были решительно против.
Так и продолжалась их жизнь – урывками, с учащенной перепиской в
период разлуки. Только зиму 1903-1904 года Чехов смог, с разрешения
врачей, провести в Москве – и так радовался этой возможности пожить
в любимом городе, рядом с женой, участвовать самому в постановке
своей очередной пьесы - «Вишневый сад»…
Премьера ее состоялась 17 января 1904 года, в день
рождения Антона Павловича. В связи с этим ожидался наплыв публики,
повышенный интерес журналистов. Чехов очень волновался, его еле
уговорили приехать в театр. Премьера была успешна – но все чувствовали,
что что-то не так, какие-то предчувствия витали в воздухе.
Ольга
Леонардовна играла в этой пьесе Раневскую – и эту роль она будет
играть почти до самого конца своей сценической жизни. Это была не
только самая любимая, но и самая родная ей роль. В ней она прощалась
со своей молодостью, с жизнью, которая прошла мимо, с безвозвратно
ушедшей в прошлое любовью… Она могла давно уже не соответствовать
тому возрасту, который дал Чехов Раневской, но душа ее, душа чеховской
актрисы, продолжала жить в ней, вырываясь наружу в каждом слове
этой великой роли.
После премьеры Чехов снова уезжает в Ялту, откуда
вернется в конце апреля. И тут же – обострение болезни. Врачи посоветовали
ему уехать в Шварцвальд, в городок Баденвейлер, курорт для легочных
больных. В июне Антон Павлович и Ольга Леонардовна через Берлин
едут в Баденвейлер. В ночь с 1 на 2 июля ему вдруг стало хуже. Он
сам попросил позвать врача – чего никогда раньше не делал. Когда
пришел доктор, Чехов сел на постели и внезапно сказал ему: «Ich
sterbe» – «я умираю». Доктор пытался его успокоить, велел подать
шаманского. Чехов взял бокал, улыбнулся Ольге Леонардовне и сказал:
«Давно я не пил шампанского». Выпил все до дна, лег на бок – и только
она успела перебежать и нагнуться к нему, - он уже не дышал.
Благодаря министру-резиденту России при Баденском
дворе Владимиру Эйхлеру, тело Чехова удалось без особых задержек
перевезти в Москву. Для перевозки Ольге Леонардовне предоставили
вагон-холодильник, в котором обычно перевозили свежих устриц. Тогдашняя
литературная критика не преминула придать этому факту символическое
значение: мол, Чехов, всю жизнь боровшийся с пошлостью, после смерти
сам стал ее жертвой… Во всем винили Ольгу Леонардовну.
А она долго потом не могла прийти в себя. Продолжала
писать Антону Павловичу – уже мертвому, - письма, в которых рассказывала
о том, как она пытается жить без него, как всюду видится ей его
образ, как преследуют ее воспоминания…
Похоронили Антона Павловича Чехова на Новодевичьем
кладбище в Москве, рядом с его отцом. На его похоронах собрались
тысячные толпы, приехавшие из Крыма его братья еле смогли пробиться
к гробу. Когда катафалк въехал на кладбище, опасались, что толпа
сметет ворота, и что в давке обязательно кого-нибудь задавят. На
его могиле стоит памятник работы Федора Шехтеля – того самого, кто
создал для Художественного театра образ чайки, до сих пор являющийся
символом театра.
В 1946 году Ольга Леонардовна напишет своей племяннице
Аде Константиновне в Берлин: «Ты пишешь о наших отношениях с Антоном
Павловичем. Да, эти шесть лет, что я его знала, были мучительны,
полны надрыва из-за сложившейся так жизни. И все же эти годы были
полны такого интереса, такого значения, такой насыщенности, что
казались красотой жизни. Ведь я не девочкой шла за него, это не
был для меня мужчина, - я была поражена им как необыкновенным человеком,
всей его личностью, его внутренним миром – ох, трудно писать все
это… Эти мучительные шесть лет остались для меня светом и правдой
и красотой жизни…»
|