После
смерти Чехова театр остался ее единственной настоящей любовью. Она
сыграла свои лучшие роли – Сарру в «Иванове» (эта пьеса Чехова –
единственная, которую не ставили в Художественном театре при жизни
автора, - была выпущена практически сразу после его смерти), Анну
Андреевну в «Ревизоре» Гоголя, Наталью Петровну в тургеневском «Месяце
в деревне», Гертруду в «Гамлете» Шекспира, свою знаменитую Настю
в горьковском « На дне», фру Гиле в пьесе К. Гамсуна «У жизни в
лапах»... Она заразила своей любовью к сцене, к искусству и своих
близких: ее племянник Лев Константинович Книппер стал известным
композитором (его знают, например, по песне «Полюшко-поле», которая
является частью его Пятой симфонии). Брат Владимир под псевдонимом
Нардов стал выступать на сцене Большого театра – сначала как певец,
затем и режиссер. Племянник Антона Павловича Михаил Александрович
по ее протекции поступил в Художественный театр – гениальный русский
артист, который в 1928 году уехал на Запад, где в сороковые годы
в США основал собственную школу драматического искусства. Сегодня
многие западные звезды учатся «по Михаилу Чехову». Он влюбился в
племянницу Ольги Леонардовны Ольгу Константиновну, девушку редкостной
красоты, учившуюся тогда у художника Константина Юона рисованию
и лепке, – и они в 1914 году тайно обвенчались. Невесте было 17,
жениху 23. Через год у них родилась дочь, тоже Ольга. Через несколько
лет они развелись, и Ольга Константиновна уехала в Германию. Там
она стала популярнейшей кинозвездой – ее называют любимой актрисой
Гитлера. Есть данные, что она была агентом русской разведки и должна
была принимать участие в покушении на Гитлера. Перед войной она
вышла замуж за бельгийского миллионера, потом оставила его – ей
было с ним скучно. Когда же в середине пятидесятых годов она ушла
из кино, то основала свое дело – производство «Косметики Ольги Чеховой».
Ольга Леонардовна очень долго носила фамилию Книппер.
Вторая часть фамилии появилась достаточно случайно. После революции
группа артистов Художественного театра во главе с Василием Ивановичем
Качаловым уехала из голодной, разоренной Москвы в гастрольное турне
на юг. С ними была и Книппер. Застряли в Грузии, вместе с белыми
докатились до Харькова, потом из Батума на пароходе уехали за границу.
Выступали в Болгарии, в Югославии… В Загребе дела у труппы пошли
плохо. Кто-то посоветовал Качалову указать на афише: выступает Книппер-Чехова.
Имя Чехова должно было привлечь публику на спектакли. Так и осталось.
Ольга Леонардовна никогда не демонстрировала, что
она – вдова Чехова. Она не считала, что это является ее заслугой,
и не хотела привлекать к себе лишнее внимание. Она обладала огромным
тактом, вкусом, была благородной, изысканной, по-женски привлекательной.
В ней была бездна обаяния, она умела создавать вокруг себя особую
атмосферу – изысканности, искренности и спокойствия. Даже в самые
тяжелые годы – революции, разрухи, войны, - в ее доме всегда был
идеальный порядок и уют. В театре ее за глаза называли «наша Герцогиня».
Она дружила с Блоком, Рахманиновым, который был увлечен ею,
была знакома со всеми значительными людьми своего времени. Когда
она была уже очень немолода, Ольга Леонардовна сошлась с красивым
молодым человеком, литератором Николаем Дмитриевичем Волковым, автором,
в частности, первой двухтомной биографии Мейерхольда и инсценировки
романа Толстого «Анна Каренина» на сцене МХАТа, легендарной премьеры
1937 года. Он был моложе ее на тридцать лет. Они вместе часто жили
в Гурзуфе на той самой маленькой даче, которую когда-то завещал
ей Чехов. А дочь мхатовского актера А.Л. Вишневского, Наталия Александровна,
на похоронах Ольги Леонардовны призналась в частном разговоре, что
когда-то у Книппер, еще до встречи с Чеховым, был роман с ее отцом.
И все же Чехов был главной любовью ее жизни. Как-то, уже в старости,
на вопрос, почему она не вышла замуж после смерти Чехова, Ольга
Леонардовна ответила: «Я никого не могла представить себе на месте
Антона».
Она удивляла всех своим умением одеваться, была поразительно
элегантна. Обычно шила для нее знаменитая Надежда Ламанова – она
обшивала самых знаменитых и элегантных женщин России, создавала
костюмы для спектаклей Художественного театра. Во время двухлетних
мхатовских гастролей в США в начале двадцатых годов Книппер-Чехова
очень много играла, переводила для Станиславского, который не знал
английского языка, и на концертных выступлениях читала по-английски
чеховскую «Шуточку». Критики писали в газетах, что вдова великого
Чехова по праву может называться самой элегантной леди нашего времени.
С 1938 года Ольга Леонардовна переселяется в новую
квартиру в доме по улице Немировича-Данченко (теперь это Гленищевский
переулок) вместе со своим близким другом Софьей Ивановной Баклановой.
Вместе с ней она прожила свои последние годы.
В конце своей жизни Ольга Леонардовна жила довольно
одиноко. Умерли все те, с кем она начинала свою службу в Художественном
театре. Ее обожаемые племянницы уехали за границу. Она больше не
могла играть, постепенно слепла. До последних дней она продолжала
дружить с Марией Павловной, ездила к ней в Ялту, где та организовала
музей Чехова. Мучимая бессонницей, она часами молча сидела на диване
в чеховской гостиной и вспоминала свои роли – чаще всего роли в
чеховских пьесах: Раневскую, Сарру, Машу… Особенно Машу. В 1940
году Немирович- Данченко пригласил ее на премьеру новой постановки
«Трех сестер». Машу теперь играла Алла Константиновна Тарасова,
играла замечательно – спектакль именуется классикой советского театра.
В антракте Мария Иосифовна Кнебель, актриса театра, увидела, что
Ольга Леонардовна стоит, прислонившись лбом к стене, и плачет. «Все
прошло, все прошло…» – сказала она.
Последний раз на сцену родного театра Ольга Леонардовна
вышла 22 октября 1958 года, когда отмечали ее 90-летний юбилей.
Она сидела в ложе – величественная, все еще по-настоящему красивая
женщина, и по ней совершенно не было понятно, что она уже давно
тяжело больна, что она практически не видит, что она уже очень стара
и несчастлива… Ее приветствовали сценой из чеховских «Трех сестер».
И когда на сцене появилась Маша – она должна была сказать фразу:
«У лукоморья дуб зеленый…» – Ольга Леонардовна, сидя в ложе, сама
произнесла эту реплику. Зал оцепенел – и взорвался нескончаемой
овацией.
Незадолго до этого режиссер Гордон Крэг, который
до революции ставил в Художественном театре «Гамлета», писал ей:
«Дорогая madame Книппер, дорогой Храм… Часто вспоминаю Вас, Театр
Чайки, Станиславского и других. Какую чудесную жизнь Вы сумели создать
из своей жизни. Да благословит Вас бог.»
Умерла она в 1959 году, на 91-м году жизни. Ее похоронили
на Новодевичьем кладбище, рядом с Антоном Павловичем. Вокруг – могилы
тех, с кем рядом она была всю жизнь и кто ушел раньше нее – первые
актеры Художественного театра, Станиславский, Немирович-Данченко,
Качалов, с которым она очень дружила… Они снова собрались вместе
– теперь уже навсегда.
|