В
1969 году Екатерина Максимова и Владимир Васильев приехали к Матильде
Кшесинской. Их встретила маленькая, высохшая, абсолютно седая женщина
с поразительно молодыми, полными жизни глазами. Они стали рассказывать,
как обстоят дела в России, сказали, что ее имя все еще помнят. Кшесинская
помолчала и сказала: "И не забудут никогда".
Фигура Матильды Кшесинской настолько плотно окутана
коконом легенд, сплетен и слухов, что уже практически невозможно
разглядеть настоящего, живого человека.. Полную непреодолимого очарования
женщину. Страстную, увлекающуюся натуру. Первую русскую исполнительницу
фуэте и балерину-ассолюта – балерину, которая могла сама распоряжаться
своим репертуаром. Блестящую, виртуозную танцовщицу, вытеснившую
с русской сцены иностранных гастролерш…
Матильда Феликсовна Кшесинская происходила из польской
театральной семьи Кржезинских. Кшесинскими они были только на сцене
– такая фамилия казалась более благозвучной. По семейному преданию,
прадед Матильды Феликсовны Войцех был сыном и наследником графа
Красинского, но потерял титул и состояние из-за происков своего
дяди, зарившегося на наследство. Вынужденный бежать от нанятых дядей
убийц во Францию, он был объявлен погибшим и по возвращении не смог
восстановить свои права, поскольку не имел всех необходимых документов.
Единственное, что осталось в семье в доказательство столь высокого
происхождения, был перстень с гербом графов Красинских.
Сын Войцеха Ян был скрипачом-виртуозом. В юности
он обладал прекрасным голосом и пел в Варшавской опере. Потеряв
с возрастом голос, Ян перешел на драматическую сцену и стал известным
актером. Умер он от угара в возрасте 106 лет.
Его младший сын Феликс с детства обучался балету.
В 1851 году Николай I выписал его вместе с несколькими другими танцовщиками
из Варшавы в Санкт-Петербург. Феликс Кшесинский был непревзойденным
исполнителем мазурки – любимого танца Николая. В Петербурге Феликс
Иванович женился на балерине Юлии Доминской, вдове балетного танцовщика
Леде. От первого брака у нее было пять детей, во втором родилось
еще четверо: Станислав, Юлия, Иосиф-Михаил и младшая – Матильда-Мария.
Родилась
Маля, как ее называли, 19 августа (1 сентября) 1872 года. Уже с
самого раннего возраста она обнаруживала способности и любовь к
балету – что неудивительно в семье, где почти все танцуют. В восемь
лет ее отдали в Императорское Театральное училище – ранее его закончила
ее мать, а теперь там учились ее брат Иосиф и сестра Юлия. Впоследствии
оба они с успехом выступали на балетной сцене. Красавица Юлия была
талантливой характерной танцовщицей, Иосиф выступал в лирических
партиях.
По правилам училища, наиболее способные ученики жили
на полном пансионе, а менее способные жили дома и приходили в училище
только на занятия. Все трое Кшесинских были приходящими – но не
потому, что их таланта не хватало для зачисления на пансион, а по
специальному распоряжению, в признание заслуг их отца.
Поначалу Маля занималась не особенно старательно
– азы балетного искусства она давно изучила дома. Только в пятнадцать
лет, когда она попала в класс к Христиану Петровичу Иогансону, Маля
не только почувствовала вкус к учению, но стала заниматься с настоящей
страстью. Кшесинская обнаружила незаурядный талант и огромный творческий
потенциал. Весной 1890 года она закончила училище экстерном и как
Кшесинская 2-я была зачислена в труппу Мариинского театра. Кшесинской
1-й была ее сестра Юлия, служившая в кордебалете Мариинки с 1883
года. Уже в первый свой сезон Кшесинская станцевала в двадцати двух
балетах и двадцати одной опере (тогда было принято делать в оперных
представлениях танцевальные вставки). Роли были небольшие, но ответственные,
и позволяли Мале блеснуть своим талантом. Но одного таланта для
получения такого количества партий было мало – сыграло свою одно
немаловажное обстоятельство: в Матильду был влюблен наследник престола.
С Великим князем Николаем Александровичем – будущим
императором Николаем II – Маля познакомилась на обеде после выпускного
спектакля, состоявшегося 23 марта 1890 года. Практически сразу у
них начался роман, протекавший при полном одобрении родителей Николая.
Дело
в том, что мать Николая, императрица Мария Федоровна, была очень
озабочена тем, что вялый и апатичный наследник практически не уделяет
внимания женщинам, предпочитая карты и прогулки в одиночестве. По
ее распоряжению к нему специально приглашали самых красивых учениц
театрального училища. Наследник любезно принимал их, гулял с ними,
играл в карты – и все. Поэтому, когда Николай увлекся Матильдой,
эта связь была не только одобрена императорской четой, но и всячески
поощрялась. Например, подарки для Матильды Николай покупал на деньги
из специально созданного для этого фонда.
Это было настоящее, глубокое чувство для них обоих.
Влюбленные встречались при любой возможности – учитывая то, что
Николай находился на военной службе и был связан множеством обязанностей
при дворе, это было очень непросто. Он старался не пропускать ни
одного спектакля, в котором танцевала Матильда, в антрактах заходил
к ней в гримерную, а после спектакля, если была такая возможность,
ехал к ней ужинать. Николай купил для нее дом на Английском проспекте
– до этого он принадлежал композитору Римскому-Корсакову. Матильда
жила там вместе с сестрой Юлией. Николай приезжал к Мале вместе
со своими друзьями и однополчанами - сыновьями Великого князя Михаила
Николаевича Георгием, Александром и Сергеем, и бароном Зедделером,
у которого был роман с Юлией.
Свой первый летний сезон Матильда танцевала в Красном селе, где
были расквартированы на учения гвардейские части, к одной из который
принадлежал наследник. Перед каждым спектаклем она стояла у окна
своей гримерной и ждала, когда приедет Николай… Когда он был в зале,
она танцевала с невероятным блеском.
Потом были редкие встречи в Петербурге – то их сани
встретятся на улице, то они случайно столкнутся за кулисами Мариинки…
Родители самой Мали долго не подозревали о ее отношениях с Николаем.
Только когда он в 1891 году уехал в кругосветное путешествие, Матильда
была вынуждена признаться – она так тяжело переносила разлуку с
Николаем, что родители опасались за ее здоровье, не зная истиной
причины подавленного состояния их дочери. Когда же Николай вернулся
– быстрее, чем ожидалось, потому что в Японии на него было совершено
покушение, - радости ее не было конца. Она ждала его в новом доме,
и в первый же вечер на родине он пришел к ней, тайком улизнув из
дворца…
Их
роман закончился в 1894 году в связи с помолвкой наследника. Уже
давно велись переговоры о его свадьбе со многими европейскими домами.
Из всех представленных ему потенциальных невест Николаю больше всего
понравилась принцесса Гессен-Дармштадская Алиса. Но поначалу родители
Николая были против этого союза – слишком незавидной казалась им
невеста из захудалого немецкого дома, хоть и внучка самой королевы
Виктории. Кшесинская всячески поддерживала Николая в стремлении
соединить свою жизнь с той, к кому его влечет – впоследствии императрица,
которой Николай рассказал о своем романе с Матильдой, была ей очень
признательна за поддержку. Но большинство принцесс отказывалось
переходить в православие – а это было необходимым условием для свадьбы.
И в конце концов, тяжело больной Александр дал свое согласие на
этот брак. О помолвке Алисы Гессенской и Николая Александровича
было объявлено 7 апреля 1894 года.
20 октября 1894 года в Ливадии умер император Александр
III – ему было всего 49 лет. На следующий день Алиса приняла православие
и стала Великой княжной Александрой Федоровной. Через неделю после
похорон императора Николай и Александра обвенчались в Зимнем дворце
– для этого специально был прерван траур, наложенный при дворе на
год.
Матильда очень переживала расставание с Николаем.
Не желая, чтобы кто-нибудь видел ее страдания, она заперлась дома
и почти не выходила. Из-за траура спектаклей в Мариинке практически
не было, и Кшесинская приняла приглашение антрепренера Рауля Гюнцбурга
уехать на гастроли в Монте-Карло. Она выступала вместе с братом
Иосифом, Ольгой Преображенской, Альфредом Бекефи и Георгием Кякштом.
Гастроли прошли с большим успехом. В апреле Матильда с отцом выступали
в Варшаве. Здесь прекрасно помнили Феликса Кшесинского, и на выступлениях
семейного дуэта публика буквально неистовствовала.
|