Во
многом это событие было приписано интригам Кшесинской. Она считалась
всесильной хозяйкой Мариинского театра. Еще бы – ее любовником был
сам Великий князь Сергей Михайлович, президент Русского театрального
общества, двоюродный брат и друг детства императора! Матильда сама
выбирала, когда и в каких балетах будет танцевать, о чем ставила
в известность директора. Любившая повеселиться развлечься в свободное
время, обожавшая приемы, балы и карточную игру, перед выступлениями
Матильда преображалась: постоянные репетиции, никаких визитов и
приемов, жесткий режим, диета… День спектакля она проводила в постели,
практически без еды. Но когда она выходила на сцену – зал замирал
от восторга.
Кшесинская категорически запрещала передавать свои
балеты другим танцовщицам. Когда ее любимую партию Лизы в "Тщетной
предосторожности" решили передать гастролерше Энрикетте Гримальди,
она напрягла все свои связи, чтобы отменить это решение. И хотя
"Тщетная предосторожность" значилась в контракте Гримальди,
она так его и не станцевала.
Другой крупный скандал был связан с костюмом для
балета "Камарго". Леньяни танцевала русский танец в платье,
сделанном по образцу костюма Екатерины Великой, хранящегося в Эрмитаже
– с широкой юбкой с фижмами, приподнимавшими юбку по бокам. Кшесинская
сочла фижмы неудобными и заявила тогдашнему директору Императорских
театров, князю Сергею Михайловичу Волконскому, что не будет надевать
фижмы. Тот настаивал на неизменности костюма. Каким-то образом конфликт
стал известен за пределами театра, и на премьере "Камарго"
весь зал гадал, наденет ли Кшесинская фижмы. Она не надела. За это
на нее был наложен штраф. Оскорбленная Кшесинская обратилась к Николаю.
На следующий день штраф отменили, но Волконский подал в отставку.
Как он говорил, он не может занимать этот пост, если император по
просьбе своей фаворитки вмешивается в дела театра.
Следующим директором был назначен Владимир Теляковский. Он ни разу
не решился спорить с Матильдой Феликсовной.
В 1900 году Кшесинская танцевала бенефис в честь
десятилетия своего пребывания на сцене – в обход правил, согласно
которым балеринам давали бенефисы только в честь двадцати лет и
прощальный, перед выходом на пенсию. Обычно император вручал бенефициантам
так называемый "царский подарок" – обычно золотые часы
или медаль. Кшесинская через Сергея Михайловича попросила императора
выбрать что-нибудь поизящнее – и Николай преподнес ей бриллиантовую
брошь в виде змеи с крупным сапфиром от Фаберже. Как было сказано
в сопроводительной записке, Николай выбирал подарок вместе с женой.
На
обеде после бенефиса Кшесинская познакомилась с Великим князем Андреем
Владимировичем, двоюродным братом Николая. Они влюбились друг в
друга с первого взгляда – хотя Кшесинская была старше его на шесть
лет. Андрей засмотрелся на Матильду и опрокинул ей на платье бокал
вина. Платье было выписано из Парижа – но Маля не огорчилась: она
увидела в этом счастливое предзнаменование.
Они часто встречались. Андрей приезжал к ней – на
репетиции, домой, на дачу в Стрельне… Осенью они порознь – он из
Крыма, она из Петербурга, - приехали в Биарриц. Андрей был занят
постоянными визитами, и Матильда страшно его ревновала.
По возвращении Матильду взял под свое покровительство
отец Андрея, Великий князь Владимир Александрович. Ему очень нравилась
Маля – и как говорили, не только в качестве подруги его сына. Он
часто устраивал ужины, на которые приглашал Матильду, Сергея Михайловича,
Юлию и барона Зедделера, а на Пасху подарил Кшесинской яйцо от Фаберже
– ценнейший подарок. Такие яйца делались только по заказу царской
семьи; всего было изготовлено лишь 54 штуки.
Осенью 1901 года Матильда и Андрей снова, как и в
прошлом году, отправились в путешествие по Европе. Они порознь приехали
в Венецию, проехали по Италии, заехали в Париж…На обратном пути
Матильда поняла, что беременна.
Тем не менее она продолжала выступления – до тех
пор, пока удавалось скрывать растущий живот. В 1902 году закончила
училище Тамара Карсавина – и Кшесинская по просьбе Великого князя
Владимира Александровича взяла ее под свое покровительство. Передав
Карсавиной несколько своих партий, Кшесинская занималась с нею до
самых последних дней своей беременности.
18 июня 1902 года на даче в Стрельне у Матильды родился
сын Владимир. Роды были тяжелые, Матильду и ребенка еле спасли.
Но главная проблема была в том, что мать Андрея,
Великая княгиня Мария Павловна, была решительно против каких-нибудь
отношений сына с Кшесинской. Поскольку он был еще слишком молод,
Андрей не имел возможности действовать самостоятельно и не смог
записать сына на свое имя. Едва оправившись после родов, Матильда
бросилась к верному Сергею Михайловичу – и тот, прекрасно зная,
что не он отец ребенка, дал сыну Кшесинской свое отчество. Через
десять лет сын Кшесинской был именным указом Николая возведен в
потомственное дворянство под фамилией Красинский – в память о семейном
предании.
В декабре 1902 года Юлия Кшесинская, уйдя в отставку
из театра после двадцати лет службы, вышла замуж за барона Зедделера.
Кшесинскую
многие ненавидели, завидуя ее успеху как на сцене, так и вне ее.
Ее имя обрастало сплетнями. Казалось невероятным, как Кшесинская
помимо всех приписываемых ей интриг еще успевает танцевать. Например,
именно Кшесинскую винили в уходе со сцены двух молодых танцовщиц
– Белинской и Людоговской. Будто бы Кшесинская свела их с влиятельными
покровителями, и в результате одна из них куда-то пропала, а другая
заболела и умерла.
У Кшесинской было чему завидовать. Неизменный успех
у публики. Виртуознейшая техника и яркий талант. Благосклонность
знатнейших людей России и самого императора. Огромнейшее состояние
– дворец в стиле модерн на Кронверкском проспекте, роскошная дача
в Стрельне, превосходившая комфортом тамошний царский дворец, масса
старинных драгоценностей. Любимый и любящий Андрей, сын Владимир.
Но все это не заменяло главного – Кшесинская стремилась завоевать
непререкаемое первенство в театре. Но оно снова начало ускользать…
Устав от постоянных обвинений, Кшесинская решает
уйти из театра. Прощальный бенефис состоялся в феврале 1904 года.
Последним номером была сцена из "Лебединого озера", где
Одетта удаляется на пальцах спиною к зрителям – как бы прощаясь
с публикой.
После спектакля восторженные поклонники выпрягли
лошадей из кареты Кшесинской и сами довезли ее до дому.
В ноябре Кшесинской было присвоено звание заслуженной артистки.
В 1905 году умер Феликс Кшесинский – ему было 83
года. Всего за несколько месяцев до смерти он танцевал с дочерью
на сцене свой коронный танец – мазурку. Его похоронили в Варшаве.
На похороны пришли тысячи человек.
Чтобы отвлечься, весной следующего года Кшесинская начала строить
себе новый дом – на участке между Большой Дворянской и Кронверкским
проспектом. Проект был заказан известному петербургскому архитектору
Александру Ивановичу фон Гогену – он же построил, например, здания
Академии Генерального штаба и музея А. Суворова. Дом был выполнен
в модном тогда стиле модерн, салон отделан в стиле Людовика XVI,
зал - русского ампира, спальня – в английском. За архитектуру фасада
архитектор получил от Городской управы серебряную медаль.
После ухода Кшесинской из театра интриги только еще
больше усилились. Стало ясно, что не Кшесинскую надо в этом обвинять.
После долгих уговоров она согласилась вернуться на сцену в качестве
приглашенной балерины – на отдельные спектакли.
В это время в Мариинском театре началась эпоха Михаила
Фокина – балетмейстера, пытавшегося радикально обновить балетное
искусство. На сцену пришли новые танцовщики, способные воплотить
его идеи и затмить Кшесинскую – Карсавина, Вера Трефилова, гениальная
Анна Павлова, Вацлав Нижинский.
|