Кшесинская
была первой партнершей Нижинского и очень ему покровительствовала.
Поначалу поддерживала она и Фокина – но потом взаимопонимание между
ними исчезло. Балеты, которые ставил Фокин, не были рассчитаны на
балерину типа Кшесинской – в них блистали Павлова и Карсавина, а
Кшесинской идеи Фокина были противопоказаны. Фокин и Кшесинская
находились в состоянии позиционной войны, переходя от интриг к обороне,
заключая тактические перемирия и тут же их нарушая. Кшесинская станцевала
заглавную партию в первом балете Фокина "Эвника" – но
тот сразу же передал эту роль Павловой. Кшесинская была задета.
Все дальнейшие ее попытки танцевать в балетах Фокина так же были
неудачны. Чтобы восстановить свою репутацию, Кшесинская в 1908 году
уезжает на гастроли в Париж. Первоначально ее партнером должен был
быть Нижинский – но он в последний момент заболел, и с Кшесинской
поехал ее постоянный партнер Николай Легат. Успех не был настолько
большим, как того хотела Кшесинская – в то время в Гранд-Опера блистали
итальянские виртуозки. Но тем не менее ее наградили академическими
пальмами и пригласили на следующий год. Правда, говорили, что решающую
роль в этом сыграли деньги ее высоких покровителей...
На следующий год Дягилев организовал свой первый
Русский сезон в Париже. Пригласили и Кшесинскую. Но узнав, что Павлова
будет танцевать "Жизель" – в котором она была бесподобна,
- а самой Кшесинской предлагают лишь небольшую партию в "Павильоне
Армиды", она отказалась, приняв вместо этого приглашение Гранд-Опера.
Как это ни странно, успех дягилевской труппы парадоксальным образом
поднял успех и Кшесинской. Искусство виртуозного классического танца,
представляемого Кшесинской, позволило говорить о многообразии талантов
русского балета.
К тому времени Кшесинская уже была злейшим врагом
Дягилева и Фокина и при любой возможности старалась им насолить.
Например, русская пресса писала о гастролях дягилевской труппы как
о полном провале по сравнению с триумфом Матильды Кшесинской. Она
даже собиралась на следующий год сама собрать труппу из лучших артистов
балета для турне по Европе, но по каким-то причинам это не получилось.
Контакт с Дягилевым был вскоре налажен. Тот быстро
понял, что имя прима-балерины, дважды успешно гастролировавшей в
Гранд-Опера, привлечет публику. Кроме того, Кшесинская не скупилась
на расходы, а у Дягилева всегда не хватало денег. Для гастролей
в Англии Кшесинская купила декорации и костюмы "Лебединого
озера" и оплатила игру скрипача Эльмана. В этом балете Кшесинская
танцевала вместе с Нижинским – и затмила его. Ее 32 фуэте в сцене
бала произвели фурор. Нижинский рвал и метал.
Дягилев не возобновил контракта с Фокиным. Тот сосредоточился
на работе в Мариинском театре. Разрыв с дягилевской антрепризой
и вынужденный союз с Кшесинской вызвали у него депрессию, немедленно
появившуюся в творческих неудачах. А война 1914 года окончательно
привязала Фокина к Мариинке и упрочила его зависимость от Кшесинской,
которая продолжала оставаться полновластной хозяйкой театра.
Кшесинская продолжала выступления с неизменным успехом,
но она сама понимала, что возраст у нее уже не тот. Перед началом
каждого сезона она звала на репетицию сестру и подруг по театру,
чтобы они честно сказали ей, можно ли ей еще танцевать. Она не хотела
показаться смешной в своих попытках не замечать времени. Но именно
этот период стал одним из лучших в ее творчестве – с появлением
у нее нового партнера, Петра Николаевича Владимирова, она словно
обрела вторую молодость. Он закончил училище в 1911 году. Кшесинская
влюбилась в него – может быть, это было одно из самых сильных ее
увлечений за всю жизнь. Он был очень красив, элегантен, прекрасно
танцевал и поначалу смотрел на Кшесинскую с почти щенячьим восторгом.
Она была старше его на 21 год. Специально чтобы танцевать с ним,
Кшесинская решила выступить в "Жизели" – балете, в котором
блистали Павлова и Карсавина. Для балерины в сорок четыре года это
была совершенно неподходящая партия, к тому же Кшесинская не умела
исполнять лирико-романтические роли. Кшесинская впервые потерпела
неудачу. Чтобы подтвердить свою репутацию, Кшесинская тут же решила
станцевать свой коронный балет – "Эсмеральду". Еще никогда
она не танцевала с таким блеском…
Андрей Владимирович, узнав о страсти Матильды, вызвал
Владимирова на дуэль. Они стрелялись в Париже, в Булонском лесу.
Великий князь прострелил Владимирову нос. Тому пришлось делать пластическую
операцию…
Последней заметной партией Кшесинской была заглавная роль немой
девушки в опере "Фенелла, или Немая из Портичи".
Кшесинская
могла бы танцевать еще долго, но революция 1917 года положила конец
ее карьере придворной балерины. В июле 1917 года она покинула Петроград.
Последним выступлением Кшесинской был номер "Русская",
показанный на сцене Петроградской консерватории. Ее дворец на Кронверкском
(теперь Каменноостровском) проспектом был занят различными комитетами.
Кшесинская обратилась с личным письмом к Ленину с требованием прекратить
разграбление ее дома. По его разрешению Кшесинская вывезла всю обстановку
дома в специально предоставленном ей бронированном поезде, но самое
ценное она сдала на хранение в банк – и в результате потеряла. Поначалу
Кшесинская и Андрей вместе с сыном и близкими уехали в Кисловодск.
Сергей Михайлович остался в Петрограде, затем был арестован вместе
с другими членами царской семьи и погиб в шахте в Алапаевске в июне
1918 года, а через месяц Николай вместе с семьей был расстрелян
в Екатеринбурге. Кшесинская тоже опасалась за свою жизнь – слишком
тесной была ее связь с императорским домом. В феврале 1920 года
она с семьей навсегда покинула Россию, отплыв из Новороссийска в
Константинополь.
Брат Матильды Феликсовны Иосиф остался в России и
долгие годы выступал в Мариинском театре. Его очень привечали –
во многом в противовес сестре. Его жена и сын тоже были балетными
танцовщиками. Умер Феликс во время блокады Ленинграда в 1942 году.
Петр Владимиров пытался уехать через Финляндию, но
не смог. Он Попал во Францию только 1921 году. Кшесинская очень
переживала, когда в 1934 Владимиров уехал в США. Там он стал одним
из самых популярных русских педагогов.
Кшесинская вместе с сыном и Андреем Владимировичем
обосновались во Франции, на вилле в городке Кап д'Ай. Вскоре умерла
мать Андрея, и по окончании траура Матильда и Андрей, получив позволение
старших родственников, обвенчались в Каннах 30 января 1921 года.
Матильде Феликсовне был присвоен титул Светлейшей княгини Романовской-Красинской,
а ее сын Владимир был официально признан сыном Андрея Владимировича
и тоже Светлейшим князем. В их доме бывали Тамара Карсавина, Сергей
Дягилев, уехавшие за границу великие князья. Хотя денег было мало
- почти все ее драгоценности остались в России, у семьи Андрея средств
тоже было немного, - Кшесинская отклоняла все предложения выступать
на сцене. В 1929 году, в год смерти Дягилева, Матильда Феликсовна
открыла в Париже свою балетную студию. Преподавателем Кшесинская
была неважным, но у нее было громкое имя, благодаря которому школа
пользовалась неослабевающим успехом. Одними из первых ее учениц
были две дочери Федора Шаляпина – Марина и Дарья. Звезды английского
и французского балета брали у нее уроки – Марго Фонтейн, Иветт Шовире,
Памелла Мей… И хотя во время войны, когда студия не отапливалась,
Кшесинская заболела артритом и двигалась с большим трудом, у нее
никогда не было недостатка в учениках.
В конце сороковых годов она отдалась новой страсти
- рулетке. В казино ее называли "мадам Семнадцать" – именно
на это число она предпочитала ставить. Страсть к игре довольно скоро
разорила ее, и доходы от школы остались единственным источником
существования.
В 1958 году впервые на гастролях в Париже был Большой
театр. К тому времени Кшесинская уже похоронила мужа и почти никуда
не выезжала. Но на спектакль русского театра она не смогла не прийти.
Она сидела в ложе – и плакала о счастья, что русский классический
балет, которому она отдала всю жизнь, продолжает жить…
Матильда Феликсовна не дожила лишь девять месяцев
до своего столетнего юбилея. Она умерла 6 декабря 1971 года. Похоронена
Кшесинская на русском кладбище Сен-Женевьев-де-Буа в одной могиле
с мужем и сыном. На ней значится: Светлейшая княгиня Мария Феликсовна
Романовская-Красинская, заслуженная артистка императорских театров
Кшесинская.
|