Ангелина Степанова. Большая роль. (Начало)

Текст: Виталий Вульф. Запись: Серафима Чеботарь.
Журнал "L'Officiel". Русское издание. №43 декабрь - январь 2002-2003.

Эта хрупкая, интеллигентная и сдержанная женщина готова была голодать, чтобы выглядеть элегантно. Рисковать семьей и карьерой, чтобы спасти любимого из Сибири. Терпеть измены, чтобы оставаться главой семьи. Однако актриса Ангелина Степанова всегда помнила, что главное в ее жизни - театр, а остальное - мимо, мимо»...

АНГЕЛИНА Степанова родилась 23 ноября 1905 года в Николаевске-на-Амуре. Ее отец Иосиф Петрович был страховым агентом. Он работал с утра до поздней ночи, дома бывал крайне редко, не вмешивался в жизнь своих детей, но был очень чувствителен к их настроениям. Его внутренняя сила, ум, молчаливая серьезность передались и Лине. Ее мать, Мария Владимировна, была дочерью директора знаменитой некогда московской фабрики Ролле. Она два года практиковала в качестве зубного врача, а выйдя замуж, уехала во Владивосток. Она тосковала по Москве, что не помешало ей целиком отдать себя мужу и троим детям. Старшая, Ангелина, росла болезненной, ее старались не напрягать занятиями, но тем не менее она много читала, училась музыке и французскому языку. Знала множество стихов и обожала их декламировать.

Лине было три года, когда Степановы переехали в Москву. Супруги заделались заядлыми театралами - и иногда брали на спектакли Лину. Она буквально заболела балетом: ходила по квартире на пальцах, пыталась делать балетные па... В семь лет Лину отдали в гимназию Ржевской. Она училась средне, особенно тяжело было с математикой, однако на гимназических вечерах Лина Степанова прекрасно читала стихи, в спектаклях играла главные роли, а на уроках танца, которые вел бывший артист Большого театра Чудинов, была лучшей ученицей. В 1918 году гимназию Ржевской соединили с мужской семинарией. Занятия разладились - революция изменила течение жизни. Гимназию - теперь уже школу - Степанова кое-как закончила в 1921 году.

ПОСТУПИЛА Ангелина в 3-ю Студию МХТа. Руководитель Студии Евгений Вахтангов, присутствовавший на третьем отборочном туре, сказал:«Упрямая девчонка. Мы не возьмем - она еще куда-нибудь пойдет».

Время было тяжелейшее. Голод, холод, грабежи, разруха. Но студийцы словно не замечали ничего вокруг. В нетронутых роскошных гостиных переданного Студии особняка Берга на Арбате (на этом месте сейчас Театр им. Вахтангова) проходила вся жизнь - репетиции, занятия, разговоры... Многие здесь и ночевали: засиживались допоздна, а ходить по ночным улицам было небезопасно. От постоянного недоедания Лина, которой не было еще и шестнадцати, постоянно была на грани голодного обморока. Однажды Вахтангов заметил ее, спящую на изящном диване и укрытую стареньким пальто. Разбудил и спросил: «Есть хочешь?» У нее не было сил ответить. Вахтангов протянул ей кусок хлеба и ушел. Он был уже тяжело болен - во время репетиций сидел, бледный до прозрачности, в кресле, обмотав голову полотенцем, едва преодолевая страшную боль и усталость. А на сцене рождался новый, веселый и счастливый мир...

Дебют Степановой на сцене состоялся в знаменитом спектакле Вахтангова «Принцесса Турандот». Как часто бывает, совершенно неожиданно: Лину попросили заменить заболевшую исполнительницу. Роль была крохотная, без слов - только танец. Но для нее это был праздник. На втором курсе началась работа над учебным спектаклем по повести Диккенса «Битва жизни». Режиссером был Николай Михайлович Горчаков. Левые критики нападали на пьесу, зато ее посмотрела вся театральная Москва. Видел спектакль и Владимир Иванович Немирович-Данченко. Он рассказал о «Битве» Станиславскому. Тот только что вернулся в Москву после двухлетней гастрольной поездки Художественного театра по Западной Европе и США и задался целью построить новый репертуар и омолодить труппу МХТ. Станиславский перенес спектакль на Малую сцену и позвал в Художественный театр Ангелину Степанову и Николая Горчакова.

    1    2    3    4