Ангелина Степанова. Большая роль. (Продолжение)

Текст: Виталий Вульф. Запись: Серафима Чеботарь.
Журнал "L'Officiel". Русское издание. №43 декабрь - январь 2002-2003.

ЗАДАТКИ характерной актрисы у Лины обнаружились еще в Студии. Роли княжны Мстиславской в «Царе Федоре Иоанновиче» и Софьи в «Горе от ума», которые она сыграла во МХТе в сезоне 1924-1925 года, обнаружили в таланте Степановой лирическое начало: тоненькая, изысканная Ангелина с огромными глазами на нежном лице сразу привлекала к себе внимание. Она была полна неукротимого оптимизма. Получая в первые годы - да порой и потом - только небольшие роли, отдавалась им целиком, верная завету Станиславского: нет маленьких ролей, есть маленькие актеры. А быть маленькой актрисой Лина не хотела ни за что. Константин Сергеевич часто репетировал с нею у себя дома и называл своей любимицей. Каким-то образом он узнал, что Степанова живет впроголодь (тогдашний ее рацион состоял из чая и нескольких сухарей).

Он подвел Лину за руку к буфетчику театра, знаменитому Прокофьеву; и сказал: «Вот тебе наша актриса, смотри, какая она худенькая и бледненькая, подкорми ее». С тех пор каждый раз Прокофьев вместе с чаем давал Лине сверток, где оказывалось то яблоко, то пирожок, то конфеты... Как потом выяснилось, «подкормка» была за счет Станиславского. Однако, хотя денег было очень мало, Лина одевалась у лучшей портнихи Москвы Надежды Ламановой - с нею Лину познакомила актриса Лидия Коренева, одевавшаяся у Ламановой. По негласным правилам МХТ все актеры театра должны были и вне сцены «держать форму».

ЛЕТОМ 1925 года МХТ поехал на трехмесячные гастроли по Кавказу и югу России. Все это время Степанову опекал режиссер Николай Горчаков, завороженный ее обаянием. Вскоре Ангелина Степанова стала его женой. Их соседями по коммунальной квартире в Кривоарбатском переулке были сценарист Николай Волков и его жена, актриса Бэлла Казаро-за. У Волковых бывали Мейерхольд и Зинаида Райх, Исаак Бабель, Юрий Олеша, влюбленный в Лину Борис Пильняк. Именно у них в 1928 году Степанова познакомилась с писателем и драматургом Николаем Эрдманом, находившимся на вершине славы: им увлекались Станиславский и Мейерхольд, его друзьями были Бабель, Булгаков и Маяковский. Роман Степановой и Эрдмана начался сразу и продолжался семь лет. Знали об этом только самые близкие люди - Степанова никогда не посвящала окружающих в свою жизнь. Она была замужем, он женат. Они писали друг другу письма, в которых могли сказать то, что не решались сказать лично... Она понимала, что от жены он не уйдет, и поэтому не уходила от Горчакова - хотя с каждым днем отдалялась от него.

Летом 1933 года Николай Эрдман, один из авторов сценария фильма «Веселые ребята», был арестован в Гаграх, где шли съемки. Его приговорили к трехлетней ссылке в город Енисейск Красноярского края. Степанова рук не опустила. Она развелась с Николаем Горчаковым - боялась ему повредить. Он продолжал любить ее всю оставшуюся жизнь. Много лет спустя вторая жена Горчакова жаловалась, что ночью муж иногда называет ее Линой... Горчаков поддерживал Степанову и тогда, когда она делала все возможное и невозможное, чтобы спасти любимого человека. Они писали друг другу. Лина добилась у всемогущего Авеля Енукидзе свидания с Эрдманом и разрешения на поездку к нему. Енукидзе спросил, что заставляет ее так поступить. Она ответила: «Любовь». И даже угроза ссылки не остановила Лину. Летом 1934 года она навестила Николая в Енисейске, что в те времена было равносильно подвигу. Уступив домогательствам нужного человека, она добилась перевода Николая Робертовича из заштатного Енисейска в Томск. После разрыва с Эрдманом в декабре 1936 года у нее родился сын Саша - о его отце она старалась не говорить. Однажды она узнала, что жена Эрдмана собирается в Томск. Понимая, что это будет продолжаться вечно, Степанова нашла в себе мужество не ответить на очередное письмо. Эрдман еще долго продолжал писать ей, но она упорно молчала. Они увиделись через 22 года.

СПАСЕНИЕ Лина нашла в работе. За последние годы она сыграла множество ролей - Аня в «Вишневом саде», Мариэтт в инсценировке романа «Воскресение» Льва Толстого... Именно в это время Степанова репетировала роль, сделавшую ее ведущей актрисой Художественного театра: Бетси в «Анне Карениной». Премьера состоялась в апреле 1937 года, спектакль имел феерический успех. Имя Ангелины Степановой, только-только вернувшейся на сцену после родов, громко зазвучало в театральном мире. Ее Бетси Тверская превзошла все прошлые успехи актрисы.

     1    2    3    4