Ангелина Степанова. Большая роль. (Окончание)

Текст: Виталий Вульф. Запись: Серафима Чеботарь.
Журнал "L'Officiel". Русское издание. №43 декабрь-январь 2002-2003.

Степанова крайне редко появлялась в обществе с Фадеевым. Во время 50-летия Фадеева литературная и театральная Москва гадала: придет ли Степанова на торжественный банкет? Ведь Фадеев открыто «крутил» с парикмахершей из ЦДЛ. Ангелина .Иосифовна никак не показывала, что ее волнует поведение мужа. По ее настоянию банкет устроили в «Метрополе» (а не в ЦДЛ, как предполагалось вначале). Она появилась под руку с Александром Александровичем, в строгом вечернем платье, и присутствующие были сражены: настолько красивой, элегантной и молодой выглядела Степанова. Жена Александра Твардовского поперхнулась. Жена Леонида Леонова с завистью спросила у соседки, где одевается Степанова. Ангелина Иосифовна посидела минут пятнадцать - и уехала, сославшись на репетицию.

ВЕСТЬ, которую никто не решался сообщить Ангелине Иосифовне, пришла 14 мая 1956 года в Белград, где тогда гастролировал МХАТ. После спектакля ее посадили в машину, сказав, что Фадеев тяжело заболел, и отвезли в Будапешт - прямых рейсов на Москву не было.

Правду она узнала в аэропорту в Киеве, на промежуточной стоянке. Все ринулись за газетами. У Ангелины Иосифовны не было советских денег. Она одолжила у стюардессы мелочь и в «Правде» на третьей странице увидела портрет Александра Фадеева в траурной рамке... С самолета она сошла с газетой в руках. Встречающие молчали. Александр Фадеев застрелился 13 мая на даче в Переделкино. Он оставил письмо, которое Степановой не показали. Что там было написано, она узнала вместе со всеми, в начале 90-х, когда письмо опубликовали. Фадеев обвинял советское правительство в уничтожении советской литературы, геноциде лучших ее представителей. О Лине не было почти ничего - только просьба простить его...

После похорон Степанова вернулась в Белград. Через два дня она была в театре, удивив всех своей выдержкой. Самолет из Будапешта приземлился за два часа до спектакля. Степанова молча прошла к себе в гримуборную и так же молча, не слушая соболезнований, вышла на сцену. На следующий день в «Трех сестрах» она играла Ирину. Первую фразу - «Зачем вспоминать?» - она произнесла с обычной легкостью. Зал вздрогнул. После спектакля она долго сидела запершись в гримуборной. Она понимала, что спасение теперь только одно - МХАТ. И никто не узнает, чего стоит ей спокойная замкнутость...

НОВЫЕ роли - Елизавета в пьесе Шиллера «Мария Стюарт», Шарлотта в «Вишневом саде». МХАТ находился в состоянии затяжного кризиса.

Степанова начала репетировать с Анатолием Кторовым, одним из последних оставшихся в труппе «стариков», пьесу Джерома Килти «Милый лжец». Этот дуэт станет художественной кульминацией их театральной карьеры. Кторов в роли Бернарда Шоу и Степанова в роли знаменитой актрисы Патрик Кэмпбелл имели успех, пожалуй, даже превосходивший успех их знаменитых героев. И это при том, что в то же самое время эту же пьесу (хотя и в другом переводе) в Театре имени Моссовета играли Ростислав Плятт и Любовь Орлова. Роль была близка Ангелине Иосифовне - Патрик Кэмпбелл стойко переносила жизненные трудности, в ней пленяли сила и выносливость. Была создана телеверсия спектакля - ее показывают до сих пор. Небольшие роли в кино, записи на радио... Постепенно Степанова стала уставать. В 1988 году она решила уйти из театра. «В театре мне стало неинтересно», - сказала она, подавая заявление об уходе. Ее особо не удерживали, и МХАТ остался без своей самой выдающейся актрисы, последней из игравших со Станиславским. Она целиком отдалась семье. В ее доме сохранялся неизменный тихий и интеллигентный дух. Она не позволяла себе ходить по дому неодетой, в халате и тапочках. Только изящные туфли, прекрасно сшитые костюмы, неизменно превосходная прическа... Через несколько лет умер Шура, обожаемый старший сын. Пьющий, безалаберный, непутевый, любимец женщин, много раз женатый, когда-то необыкновенно красивый, добрый человек, последние годы он жил за городом с женой Надей, внучкой Сталина, и множеством собак. Миша, младший, умолил мать не ходить на похороны, зная, как это может подействовать на нее. Ангелина Иосифовна очень тяжело переживала смерть сына. Она часами молча сидела за столом и курила. В ее жизни больше не было театра, где она могла залечить любые раны... Но родной театр не стал ей чужим. В 1995 году во МХАТе отметили ее 90-летие - скромно и очень красиво. А когда в 1998 году отмечали столетие Художественного театра, она специально ездила к Славе Зайцеву, который выбирал ей платье. Степанова сразила зайцевских манекенщиц - она сохранила потрясающую фигуру, с крайней тщательностью и вкусом выбирала платье, ее движения были удивительно изящны. А ей было 93 года!... Последние годы она редко выходила из дома, встречалась лишь с несколькими людьми, к телефону подходила в определенные часы. 13 мая, в день смерти Александра Фадеева, не общалась ни с кем. Но раз в две недели приезжала в театр - сделать прическу, узнать, что происходит... В конце жизни у нее спросили, можно ли назвать ее счастливой. Она ответила: «В моей жизни было много горя и бед. Но если вы спрашиваете, была ли я счастлива, я скажу - да, была, каждый день, каждую секунду, и свою биографию я не променяю ни на какую другую». Умерла Ангелина Иосифовна 17 мая 2000 года - во сне. Ее похоронили на Новодевичьем кладбище, в одной могиле с мужем, Александром Фадеевым. Он всегда говорил про нее: «Таких, как Лина, не бывает на свете».

       1    2    3    4
В начало страницы