Степанова
крайне редко появлялась в обществе с Фадеевым. Во время 50-летия
Фадеева литературная и театральная Москва гадала: придет ли Степанова
на торжественный банкет? Ведь Фадеев открыто «крутил» с парикмахершей
из ЦДЛ. Ангелина .Иосифовна никак не показывала, что ее волнует
поведение мужа. По ее настоянию банкет устроили в «Метрополе» (а
не в ЦДЛ, как предполагалось вначале). Она появилась под руку с
Александром Александровичем, в строгом вечернем платье, и присутствующие
были сражены: настолько красивой, элегантной и молодой выглядела
Степанова. Жена Александра Твардовского поперхнулась. Жена Леонида
Леонова с завистью спросила у соседки, где одевается Степанова.
Ангелина Иосифовна посидела минут пятнадцать - и уехала, сославшись
на репетицию.
ВЕСТЬ, которую никто не решался сообщить Ангелине
Иосифовне, пришла 14 мая 1956 года в Белград, где тогда гастролировал
МХАТ. После спектакля ее посадили в машину, сказав, что Фадеев тяжело
заболел, и отвезли в Будапешт - прямых рейсов на Москву не было.
Правду она узнала в аэропорту в Киеве, на промежуточной
стоянке. Все ринулись за газетами. У Ангелины Иосифовны не было
советских денег. Она одолжила у стюардессы мелочь и в «Правде» на
третьей странице увидела портрет Александра Фадеева в траурной рамке...
С самолета она сошла с газетой в руках. Встречающие молчали. Александр
Фадеев застрелился 13 мая на даче в Переделкино. Он оставил письмо,
которое Степановой не показали. Что там было написано, она узнала
вместе со всеми, в начале 90-х, когда письмо опубликовали. Фадеев
обвинял советское правительство в уничтожении советской литературы,
геноциде лучших ее представителей. О Лине не было почти ничего -
только просьба простить его...
После похорон Степанова вернулась в Белград. Через
два дня она была в театре, удивив всех своей выдержкой. Самолет
из Будапешта приземлился за два часа до спектакля. Степанова молча
прошла к себе в гримуборную и так же молча, не слушая соболезнований,
вышла на сцену. На следующий день в «Трех сестрах» она играла Ирину.
Первую фразу - «Зачем вспоминать?» - она произнесла с обычной легкостью.
Зал вздрогнул. После спектакля она долго сидела запершись в гримуборной.
Она понимала, что спасение теперь только одно - МХАТ. И никто не
узнает, чего стоит ей спокойная замкнутость...
НОВЫЕ роли - Елизавета в пьесе Шиллера «Мария Стюарт»,
Шарлотта в «Вишневом саде». МХАТ находился в состоянии затяжного
кризиса.
Степанова
начала репетировать с Анатолием Кторовым, одним из последних оставшихся
в труппе «стариков», пьесу Джерома Килти «Милый лжец». Этот дуэт
станет художественной кульминацией их театральной карьеры. Кторов
в роли Бернарда Шоу и Степанова в роли знаменитой актрисы Патрик
Кэмпбелл имели успех, пожалуй, даже превосходивший успех их знаменитых
героев. И это при том, что в то же самое время эту же пьесу (хотя
и в другом переводе) в Театре имени Моссовета играли Ростислав Плятт
и Любовь Орлова. Роль была близка Ангелине Иосифовне - Патрик Кэмпбелл
стойко переносила жизненные трудности, в ней пленяли сила и выносливость.
Была создана телеверсия спектакля - ее показывают до сих пор. Небольшие
роли в кино, записи на радио... Постепенно Степанова стала уставать.
В 1988 году она решила уйти из театра. «В театре мне стало неинтересно»,
- сказала она, подавая заявление об уходе. Ее особо не удерживали,
и МХАТ остался без своей самой выдающейся актрисы, последней из
игравших со Станиславским. Она целиком отдалась семье. В ее доме
сохранялся неизменный тихий и интеллигентный дух. Она не позволяла
себе ходить по дому неодетой, в халате и тапочках. Только изящные
туфли, прекрасно сшитые костюмы, неизменно превосходная прическа...
Через несколько лет умер Шура, обожаемый старший сын. Пьющий, безалаберный,
непутевый, любимец женщин, много раз женатый, когда-то необыкновенно
красивый, добрый человек, последние годы он жил за городом с женой
Надей, внучкой Сталина, и множеством собак. Миша, младший, умолил
мать не ходить на похороны, зная, как это может подействовать на
нее. Ангелина Иосифовна очень тяжело переживала смерть сына. Она
часами молча сидела за столом и курила. В ее жизни больше не было
театра, где она могла залечить любые раны... Но родной театр не
стал ей чужим. В 1995 году во МХАТе отметили ее 90-летие - скромно
и очень красиво. А когда в 1998 году отмечали столетие Художественного
театра, она специально ездила к Славе Зайцеву, который выбирал ей
платье. Степанова сразила зайцевских манекенщиц - она сохранила
потрясающую фигуру, с крайней тщательностью и вкусом выбирала платье,
ее движения были удивительно изящны. А ей было 93 года!... Последние
годы она редко выходила из дома, встречалась лишь с несколькими
людьми, к телефону подходила в определенные часы. 13 мая, в день
смерти Александра Фадеева, не общалась ни с кем. Но раз в две недели
приезжала в театр - сделать прическу, узнать, что происходит...
В конце жизни у нее спросили, можно ли назвать ее счастливой. Она
ответила: «В моей жизни было много горя и бед. Но если вы спрашиваете,
была ли я счастлива, я скажу - да, была, каждый день, каждую секунду,
и свою биографию я не променяю ни на какую другую». Умерла Ангелина
Иосифовна 17 мая 2000 года - во сне. Ее похоронили на Новодевичьем
кладбище, в одной могиле с мужем, Александром Фадеевым. Он всегда
говорил про нее: «Таких, как Лина, не бывает на свете».
|