Впрочем,
больше никто мнения Райзмана не разделял. У Марины была масса друзей,
которые любили ее за веселый характер, неукротимую энергию и доброту.
С однокурсником Иваном Любезновым дружба переросла в брак – правда,
недолгий. Тем не менее, Любезнов на долгое время остался другом
и партнером Ладыниной по фильмам.
Еще на втором курсе Ладынину заметили во МХАТе –
она проходила там стажировку. Был подписан контракт, согласно которому
Марина Ладынина по окончании ГИТИСа поступает в труппу этого прославленного
театра. Об этом можно было только мечтать: то были годы расцвета
славы МХАТа, и Марина оказалась на одной сцене с такими прославленными
актерами, как Константин Сергеевич Станиславский, Владимир Иванович
Немирович-Данченко, Василий Иванович Качалов, Ольга Леонардовна
Книппер-Чехова, Иван Михайлович Москвин, Анатолий Петрович Кторов,
Клавдия Николаевна Еланская и другие. Одной из первых ролей Ладыниной
была монашка Таисия в пьесе Максима Горького "Егор Булычев
и другие". Молодую актрису заметили. Ее хвалил Горький, Станиславский
отметил ее несомненный лирико-драматический талант. В одном из писем
он писал, что видит в Ладыниной будущее МХАТа. Параллельно с театральными
ролями Ладынина снова занята в кино: в 1934 году она снялась в фильме
"Вражьи тропы" режиссеров И. Правова и О. Преображенской,
где ее партнерами были Иван Любезнов, Эмма Цесарская и Борис Тенин,
а в 1935 – у режиссера Билинского в картине "Застава у Чертова
брода". Правда, фильм на экраны не вышел.
Но театр оставался главным для Марины. Каждый раз
для съемок ей приходилось отпрашиваться у Немировича-Данченко. Тот
разрешение давал, но каждый раз говорил: "Ну что ж, сняться
надо иногда, денег заработать. Но никогда не забывайте, что вы наша,
никогда не бросайте театр". Марина и так не собиралась уходить.
Но судьба распорядилась иначе.
14 апреля 1936 года Марина вышла из Дома кино вместе
с подругой Лалой, женой актера Ивана Коваля-Самборского – с ним
Марина снималась в "Заставе у Чертова брода". К ним подошел
высокий мужчина, знакомый Лалы, которого звали Иван. Лала пригласила
его и Марину в гости. На автобусной остановке Иван замешкался, и
двери автобуса закрылись перед ним. "Видно, не судьба",
- сказал он. Автобус проехал несколько метров, остановился, и двери
снова открылись. Иван вбежал в автобус со словами: "Это судьба!"
Это был уже довольно известный в то время режиссер
Иван Пырьев.
Весь вечер Иван не сводил с Марины глаз, а потом
пошел ее провожать. И на крыльце общежития, где жила Марина, он
сказал, что любит ее и хочет, чтобы она стала его женой.
Марина
потом выспрашивала у Ковалей – что за бабник такой, что в первый
же вечер делает девушке предложение?
А Иван Пырьев тогда уже был женат – на известнейшей
киноактрисе 20-х годов, красавице Аде Войцик. У них был сын Эрик,
которого Иван обожал.
Незадолго до этого Пырьев снял Аду в своем фильме
"Партийный билет". Но фильм не понравился партийным властям,
и Пырьева отстранили от режиссерской работы и уволили с "Мосфильма".
Возможно, это сказалось на супружеской жизни режиссера и его музы.
Но их брак распался не сразу: Иван то уходил к Марине, то снова
возвращался. В результате их сын Андрей носит фамилию матери. Правда,
потом Пырьев предлагал записать Андрея на свою фамилию, но Марина
отказалась.
Ада тяжело переживала развод – даже пыталась покончить
с собой. В один прекрасный момент она заявила Марине: "В один
прекрасный день он отбросит вас, как меня"… Марина не поверила.
В то время она осталась почти без работы. В Москве
закрылись несколько крупных театров, и лучшие их актеры перешли
во МХАТ. Ролей не было, не было денег. Чтобы продержаться, Марина
стирала для знакомых, ставила с домработницами крупных чиновников
домашние спектакли к праздникам… Ей показалось, что она сможет опереться
на Пырьева. Он увлек Марину не красотой, не возможностью сниматься
в главных ролях, а тем, как сильно он любил ее.
А Пырьев в тот момент собирается снимать новый фильм,
"Богатая невеста". В главной роли он видит только Марину
– свою новую музу. В Москве ему работать не дают. Тогда Пырьев уезжает
в Киев – и зовет Марину с собой. И хотя она усиленно готовилась
к наконец-то полученной роли в "Трех сестрах", Ладынина
согласилась и бросила театр.
"Богатая невеста" снималась летом 1937
года. В нем были заняты и московские, и местные актеры. В самый
разгар съемок руководители "Украинфильма" усмотрели в
материале "националистический уклон" – будто бы приезжие
"москали" издеваются над украинским языком. Фильм был
обруган в двух центральных украинских газетах. После этого с Пырьевым
перестали сотрудничать местные службы, несколько местных актеров
ушли из группы. Каким-то чудом Пырьев все же смог закончить картину
и уехал в Москву. Но и там картину запретили – без объяснения причин.
Вмешался случай. Весной 1938 года в Кинокомитете
сменилось руководство. Новый глава посмотрел "Богатую невесту"
и, придя от картины в полный восторг, послал ее в Кремль. Сталину
фильм очень понравился, и его немедленно пустили в прокат.
|