Успех
фильма был огромный. С ролью озорной колхозницы Маринки Лукаш к
Ладыниной приходит всенародная слава. Ее жизненная сила, красота
и талант завоевали сердца зрителей. Ладынина сумела вписаться в
глянцевую идиллию фильма, при этом не потеряв своей индивидуальности.
Образ, который она создала на экране – отстраненный и неодолимо
привлекательный, сказочный и искренний, не заслонял, однако, личность
самой Ладыниной. Зритель всегда помнил, что видит перед собой не
колхозницу Маринку, а актрису Марину Ладынину – и тем не менее верил
каждому ее слову, каждому жесту. На этом Пырьев строил свое жизнеутверждающее
кино, полное радостной силы, веселья и песен.
Над сценарием "Богатой невесты" вместе
с Евгением Помещиковым работал молодой киевский писатель Аркадий
Добровольский. Вскоре он был арестован и сослан. Ладынина, успевшая
подружиться с ним, не оставила его в беде – хотя это было крайне
опасно для нее самой. Она тайно отправляла ему посылки, благодаря
которым он смог выжить. После освобождения – через 25 лет – он пришел
к ней, встал у порога на колени и сказал: "Я поклялся, что
первый человек, к которому приду на свободе, будете Вы. Ваше имя
светило мне все эти годы".
За "Богатую невесту" Пырьева и Ладынину
наградили орденами Ленина. Окрыленный этим успехом, Пырьев тут же
снимает Ладынину в фильме "Трактористы". На съемках Ладынина
сама водила трактор, без дублеров носилась по степи на мотоцикле.
Но сквозь образ лихой бригадирши Марьяны Бажан видна была застенчивая
женственность, задорная и мягкая. Нежность и грация Ладыниной смягчали
пропагандистский настрой фильма. За этот фильм Ладынина и Пырьев
были удостоены Государственной премии СССР – первой из пяти полученных
ими за время совместной работы.
Пырьев был действительно человек очень талантливый
и фантастически работоспособный. Спал всего по 3-4 часа в сутки
– часто засыпая на плече Марины, которая терпеливо сидела, не шелохнувшись.
Но он требовал такого же отношения к работе и от актеров: его не
интересовали их болезни, их проблемы, их мнение… Актеры были для
него винтиками, он не видел в них людей. Например, проведя с Ладыниной
целый съемочный день, он мог сказать ей, когда они вместе садились
в машину: "Ну, здравствуй, мы же сегодня еще не виделись".
На съемках "Трактористов" Марина упала в обморок от переутомления.
Когда она пришла в себя, к ней подошел Пырьев: "Ну как ты,
Машенька?" Она устало ответила: "Какая разница? Ты ведь
все равно съемку не отменил".
Пырьев
отличался несдержанностью, даже грубостью. Мог в приступе ярости
гоняться за пожарным, помешавшим съемке в павильоне, выбросить плохой
сценарий в окно на глазах у автора, перевернуть шахматную доску,
если становился очевиден проигрыш… А накричать на актера – это было
для него нормой. Фаина Раневская, снимавшаяся у Пырьева в картине
"Любимая девушка", как-то заметила: "Я и так пью
много лекарств, а теперь мне нужно еще одно – "антипырьин"".
Поначалу Ладыниной доставалось наравне со всеми. Пырьев перестал
повышать на нее голос после одного случая во время съемок "Трактористов".
У нее никак не получалась одна сцена. Пырьев все больше заводился
– и Ладыниной показалось, что сейчас он запустит в нее яблоком.
Она молча встала – и в гробовой тишине вышла из павильона. Через
несколько минут Пырьев спокойным голосом обратился к своему ассистенту:
"Пожалуйста, попросите Марину Алексеевну вернуться. Скажите,
я ее приглашаю".
Едва "Трактористы" вышли на экран, звездная
пара приступила к съемкам нового фильма "Любимая девушка".
На этот раз Ладынина играла не колхозницу, а рабочую московского
завода. Фильм не принес того успеха, на который рассчитывал Пырьев,
и он решает снова вернуться к жанру музыкальной комедии из сельской
жизни – начинает съемки фильма "Свинарка и пастух" с участием
Ладыниной, а так же Николая Крючкова и Владимира Зельдина.
Съемки начались в феврале 1941 года. Когда началась
война, никто не думал, что картину удастся закончить. Сам Пырьев
пытался уйти добровольцем на фронт. Но его вернули прямо со сборного
пункта с указанием закончить фильм как можно скорее.
Картина была закончена в октябре 1941 года. Критики
встретили фильм скептически, назвав его лубком, деревенским балаганом
и дешевым зрелищем. Зрители же приняли картину с восторгом. Он стал
для фронтовиков знаменем, талисманом, а роль Глаши Новиковой – вершиной
славы Ладыниной.
В 1942 году Ладынина снялась у Пырьева в фильме "Секретарь
райкома" и в картине "Антоша Рыбкин" режиссера Константина
Юдина, а в 1943 – в замечательной лирической картине "В шесть
часов вечера после войны". Первоначальное название было "Девушка
из Москвы", но Пырьев решил изменить его на более оптимистическое.
В 44 году, когда фильм вышел на экраны, уже никто не сомневался
в нашей победе.
Следующий фильм "Сказание о земле Сибирской"
Пырьев снимает в Чехословакии, где были прекрасные павильоны. Торжественная
премьера состоялась осенью 1947 года в Доме кино. Были все сливки
тогдашней кинематографии. Пырьев ожидал привычного успеха, но фильм
был принят достаточно прохладно. Сергей Эйзенштейн в фойе открыто
заявил: "Русский лубок в чехословацком исполнении". Этого
Пырьев коллеге не простил.
Публика отнеслась к "Сказанию" гораздо теплее, но Пырьева
это не успокоило. Он решил, что хватит с него комедий – ему хотелось
снимать классику: "Мертвые души", "Войну и мир",
Достоевского… Но планам реализоваться не дали: Пырьеву пришлось
вернуться к комедиям.
|