Пырьев
нашел тип фильма, который был идеологически безупречным и к тому
же очень нравился массовому зрителю: народные фильмы – о народе
и для народа. Он снимал лирические музыкальные сказки о борьбе добра
со злом, стремлении к счастью, с неизменным счастливым концом. Социальные
реалии были фоном для лирических сцен, комических интермедий и прекрасных
песен, которые пела вся страна. И в центре всего – светловолосая,
голубоглазая, энергичная и обаятельная красавица Марина Ладынина.
Ладынина снялась уже в восьми фильмах Пырьева. Практически
никто из режиссеров не осмеливался предложить ей сняться у него
– она была актрисой Пырьева. В 1950 году Игорь Савченко все же решился
пригласить ее на небольшую роль графини Потоцкой в своей картине
"Тарас Шевченко". Но эту роль из картины вырезали – графиню
в исполнении Ладыниной сочли слишком доброй.
Пырьев и Ладынина прожили вместе больше 15 лет. Марина
Алексеевна была единственным человеком, к мнению которого прислушивался
Пырьев. Их отношения никогда не были безоблачными – у Ивана Александровича
был очень непростой характер, и в послевоенные годы он все больше
и больше стал стремиться к власти, становился завистлив, чего Марина
Алексеевна не одобряла, - но у них никогда не заходила речь о разводе.
Пырьев очень любил ее – до последних дней их брака заканчивал любой
телефонный разговор с ней словами "Я тебя люблю", плакал,
когда Марина надолго уезжала из дома. Она была для Пырьева женой,
ближайшим другом, советчиком, музой и любимой актрисой. В 1953 году,
когда Пырьев задумал снимать Ладынину в новой картине "Испытание
верности", вышел приказ председателя Госкино о том, что режиссерам
запрещается снимать своих жен. Пырьев собрал все фотопробы претенденток
на главную роль и отнес в Госкино: "Что, они выглядят лучше
Ладыниной?" И Ладынину утвердили.
Фильм вышел в 1954 году. И оказался последним, где
снималась Марина Ладынина. По иронии судьбы, в фильме она играла
женщину, от которой уходит муж – и подобное с ней случилось в жизни.
Пырьев увлекся молодой актрисой Людмилой Марченко – ей было всего
19 лет, она только что снялась у Льва Кулиджанова в фильме "Отчий
дом". Пырьев влюбился в нее со свойственной ему безоглядной
страстью, без проб взял ее на роль Настеньки в фильм "Белые
ночи" по Достоевскому, буквально преследовал ее – хотя Людмила
отвергала все его ухаживания. Вызванный на проработку в ЦК КПСС,
Пырьев открыто заявил, что хочет на ней жениться.
Ладынина не выдержала. Она попыталась было поговорить
с мужем, но тот лишь заявил ей: "Ты, кажется, не прочь со мной
развестись? Хорошо, я с тобой разведусь, но так, что тебе и во сне
не приснится… Больше тебя никто и никогда снимать не будет!"
Разводов,
подобных тому, что случился в семье Пырьева и Ладыниной, было немало.
Но никогда он не оказывался столь роковым для одного из участников.
Пырьев, пользуясь своим авторитетом и властью – в то время он был
директором "Мосфильма" – запретил кому бы то ни было снимать
свою бывшую жену. После "Испытания верностью" Ладынина
больше не снялась ни в одном фильме.
У Пырьева с Марченко так ничего и не получилось.
Она несколько раз выходила замуж, и один из мужей в приступе ревности
к Пырьеву – тот усиленно распускал слухи об их связи, пытаясь хоть
так привязать Людмилу к себе, - сильно избил ее, изуродовав ей лицо.
Пырьев и после этого сделал ей предложение, но снова получил отказ.
А вскоре он женился на приехавшей с Украины молоденькой Лионелле
Скирде – она сыграла в его фильмах "Свет далекой звезды"
и "Братья Карамазовы". Умер он в 1968 году.
Ладынина больше никогда не встречалась с Пырьевым
– пришла лишь на его похороны, выговорив себе и двум сыновьям режиссера
право проститься с ним без свидетелей, до начала гражданской панихиды.
А после развода Ладынину спас только интерес к жизни. Ей была необходимо
общаться со зрителем, ощущать радость творчества. Марина Алексеевна
пыталась вернуться на сцену, с которой ушла когда-то ради любимого
человека. Но поначалу она не смогла никуда устроиться – как оказалось,
ее слишком известное имя никому в театре не нужно: режиссеры боялись,
что она заслонит их собственных "звезд". Наконец ее приняли
в московский Театр-студию киноактера. Играла в "Варварах"
Горького, "Русских людях" Константина Симонова. Параллельно
начала осваивать эстрадное искусство. На эстраде Марина Алексеевна
наконец смогла соединить то, что ей нравилось всю жизнь и никак
не могло проявиться раньше: хорошую музыку и высокую поэзию. В концертных
программах Ладынина читала стихи Блока, Цветаевой, Ахматовой, Есенина,
Нарбута, Ходасевича, Бернса, Верлена, Бодлера… Брала уроки вокала
у прекрасного педагога Доры Белявской – кстати, в то же время у
нее занималась начинающая Тамара Синявская. Поначалу концертные
выступления давались Марине Алексеевне очень тяжело: она ужасно
боялась выходить на сцену одна. Но постепенно она освоилась, и период
концертных выступлений стал для нее одним из самых счастливых. Она
ни от кого не зависела: была сама себе и режиссером, и сценаристом.
Поездки по стране с концертными программами собирали массу зрителей
– Ладынину помнили и любили, как помнят и любят до сих пор. У нее
не было недостатка в поклонниках – она по-прежнему была на редкость
красивой женщиной, а ее легкий, веселый, искрометный характер привлекал
к ней множество людей. Ей делали предложения, но замуж Марина Алексеевна
больше не вышла – ей вполне хватало любимого сына, любимой работы
и любимых друзей. Она дружила с Фаиной Раневской и Михаилом Светловым,
Юрием Олешей и Ниной Руслановой, Исааком Дунаевским и Лидией Сухаревской,
Марком Бернесом и Петром Глебовым. За несколько дней до смерти Глебов
сказал ей: "Ты украшаешь жизнь – живи подольше. Ты светишь
нам своей жизнерадостностью, своим умом, своим красивым голосом
– и свети нам всем подольше…"
Еще одним увлечением Ладыниной стал туризм. Первый
раз за границей она была в 1946 году на Каннском фестивале. Тогда
Франция ошеломила ее. С тех пор она объездила множество стран –
сначала в составе киноделегаций, затем одна.
|