Инесса Арманд. ИДЕЯ ЖЕНЩИНЫ (Начало)

Текст: Виталий Вульф. Запись: Серафима Чеботарь.
Журнал "L'Officiel". Русское издание. №46 апрель 2003.

ОТЦОМ Инессы был известный в свое время французский оперный певец Теодор Стеффен - он выступал под псевдонимом Пеше Эрбанвиль. У него и актрисы Натали Вильд, полуфранцуженки-полуангличанки, было три дочери. Инесса-Елизавета, старшая, родилась 8 мая 1874 года (есть данные, что Натали к этому времени еще не была замужем за Стеффе-ном). Через несколько лет Стеффен умер, оставив вдову без средств. Натали ушла со сцены и кормила семью, давая уроки пения. Но денег не хватало, и старших дочек - Инессу и Рене - отправили к тетке. В Москву. Тетка была гувернанткой в богатейшей семье обрусевших французов Армандов - преподавала музыку и французский язык. Семье Армандов, известных московских промышленников-мануфактуристов, принадлежала крупная ткацкая фабрика в Пушкине, поместья и доходные дома. Глава семьи, Евгений Евгеньевич Арманд, потомственный почетный гражданин, относился к высшей промышленной аристократии России. У него было три сына - Александр, Владимир и Борис. Девочек Стеффен радушно приняли в семье Армандов. Рене и Инесса свободно говорили на трех языках - французском, английском и русском, немного знали немецкий, прекрасно музицировали. У них было прекрасное образование - недаром их воспитывала тетка-учительница. Инесса в 17 лет выдержала экзамен на звание домашней учительницы. Кроме того, обе сестры были на редкость хорошенькими и обладали французским шармом и обаянием, редким у русских девушек.

Братья Арманд не устояли. Александр увлекся Инессой, а младший Борис - Рене. Конечно, сестры Стеффен были совершенно неподходящей партией для юношей из семьи Армандов: неясного происхождения, иностранки, бесприданницы, иного вероисповедания... Но родители юношей не возражали: Арманды были известны своими либеральными взглядами и полюбили Рене и Инессу, как родных дочерей. Венчание Александра Евгеньевича Арманда и Инессы-Елизаветы Стефан (так писали ее фамилию в российских документах) состоялось в Пушкине 3 октября 1893 года. Инессе было 19 лет, ее супруг был на два года старше. Прелестная, полная жизни юная француженка и мягкий, обаятельный, благородный Александр составили прекрасную пару.

МОЛОДОЖЕНЫ поселились в Ельдигине, одном из подмосковных имений Армандов, часто наезжали в Пушкино, выбирались в Москву -на концерты, спектакли, в гости... Но уже тогда пробудилась деятельная натура Инессы: в Ельдигине она организует школу для крестьянских детей, является официальным ее попечителем и сама преподает. Она живет в атмосфере всеобщей любви, в полном достатке. Но покоя в душе нет: иногда Инесса ощущала себя одинокой, чужой, томилась тем, что муж не может полностью разделить ее взглядов. Кроме того, она чувствовала, как постепенно ее затягивает семейная жизнь. А этого она не хотела: еще в 15 лет в «Войне и мире» Толстого ее поразило, как она сама пишет в более позднем письме, что «Наташа, выйдя замуж, стала самкой. Я помню, эта фраза показалась мне ужасно обидной, она била по мне, как хлыстом, и она выковала во мне твердое желание никогда не стать самкой - а остаться человеком (а сколько вокруг нас самок!)».

Тем не менее в 1894 году родился сын Александр. Через два года - Федор. Потом две дочери - Инна и Варвара. С рождением первенца связан первый душевный кризис Инессы - отказ от религии. Хотя в юности она была очень религиозна, но то, что церковь запрещает женщинам шесть недель после родов посещать храмы, показалось ей нелепым и обидным и полностью разрушило ее веру. Так проявился максимализм ее натуры - или все, или ничего.
Для дамы, занимающей столь высокое положение, было только одно поле деятельности - благотворительность. И она вступает в московское «Общество улучшения участи женщин», где вскоре становится одной из самых активных участниц, а в 1900 году - председательницей. Довольно быстро Инесса убедилась, что Общество занимается демагогией. Она пыталась организовать при обществе воскресные школы, но власти запретили. Не разрешили и другие ее проекты - народную библиотеку-читальню и печатный орган Общества.

Инесса увлеклась научной литературой - читала труды по экономике, социологии, истории... Вступила в переписку с иностранными женскими феминистическими организациями. Увлеклась социалистическими идеями - во многом под влиянием студентов, бывавших в Пушкине: друзей Бориса по университету и репетиторов младших детей. Постепенно Инесса отдаляется от мужа, который хоть и находится под сильным влиянием жены, но все меньше разделяет ее убеждения. И Инесса сходится с братом мужа Владимиром - он, убежденный социал-демократ, близок ей и по взглядам, и по чувствам. Любовь была сильная и взаимная, ни перед кем не скрываемая: Инесса сразу призналась мужу, и Александр отпустил любимую жену с детьми. Инесса и Владимир поселились вместе в Москве, на Остоженке. В 1903 году у них родился сын Андрей. Александр не только простил измену Инессы, но и остался ей другом на всю жизнь. Когда возникала необходимость, он приходил на помощь -давал деньги, хлопотал, заботился о детях. Их развод не был официально оформлен - видимо, из-за детей, которых они воспитывали вместе. Не исключено, что на развитие ситуации повлиял невероятно популярный в то время роман Чернышевского «Что делать?». Там описывается схожий случай: муж Веры Павловны, чья семейная жизнь построена на принципах товарищества, добровольно уступает другу любимую жену. Инессе было 28 лет, Володе - 17. Он был ученым-естественником с первоклассным образованием и чувствительной душой. Он тоже попал под влияние Инессы, постепенно втянувшей его в революционную работу.

    1    2    3    4