ОТЦОМ
Инессы был известный в свое время французский оперный певец Теодор
Стеффен - он выступал под псевдонимом Пеше Эрбанвиль. У него и актрисы
Натали Вильд, полуфранцуженки-полуангличанки, было три дочери. Инесса-Елизавета,
старшая, родилась 8 мая 1874 года (есть данные, что Натали к этому
времени еще не была замужем за Стеффе-ном). Через несколько лет
Стеффен умер, оставив вдову без средств. Натали ушла со сцены и
кормила семью, давая уроки пения. Но денег не хватало, и старших
дочек - Инессу и Рене - отправили к тетке. В Москву. Тетка была
гувернанткой в богатейшей семье обрусевших французов Армандов -
преподавала музыку и французский язык. Семье Армандов, известных
московских промышленников-мануфактуристов, принадлежала крупная
ткацкая фабрика в Пушкине, поместья и доходные дома. Глава семьи,
Евгений Евгеньевич Арманд, потомственный почетный гражданин, относился
к высшей промышленной аристократии России. У него было три сына
- Александр, Владимир и Борис. Девочек Стеффен радушно приняли в
семье Армандов. Рене и Инесса свободно говорили на трех языках -
французском, английском и русском, немного знали немецкий, прекрасно
музицировали. У них было прекрасное образование - недаром их воспитывала
тетка-учительница. Инесса в 17 лет выдержала экзамен на звание домашней
учительницы. Кроме того, обе сестры были на редкость хорошенькими
и обладали французским шармом и обаянием, редким у русских девушек.
Братья Арманд не устояли. Александр увлекся Инессой,
а младший Борис - Рене. Конечно, сестры Стеффен были совершенно
неподходящей партией для юношей из семьи Армандов: неясного происхождения,
иностранки, бесприданницы, иного вероисповедания... Но родители
юношей не возражали: Арманды были известны своими либеральными взглядами
и полюбили Рене и Инессу, как родных дочерей. Венчание Александра
Евгеньевича Арманда и Инессы-Елизаветы Стефан (так писали ее фамилию
в российских документах) состоялось в Пушкине 3 октября 1893 года.
Инессе было 19 лет, ее супруг был на два года старше. Прелестная,
полная жизни юная француженка и мягкий, обаятельный, благородный
Александр составили прекрасную пару.
МОЛОДОЖЕНЫ
поселились в Ельдигине, одном из подмосковных имений Армандов, часто
наезжали в Пушкино, выбирались в Москву -на концерты, спектакли,
в гости... Но уже тогда пробудилась деятельная натура Инессы: в
Ельдигине она организует школу для крестьянских детей, является
официальным ее попечителем и сама преподает. Она живет в атмосфере
всеобщей любви, в полном достатке. Но покоя в душе нет: иногда Инесса
ощущала себя одинокой, чужой, томилась тем, что муж не может полностью
разделить ее взглядов. Кроме того, она чувствовала, как постепенно
ее затягивает семейная жизнь. А этого она не хотела: еще в 15 лет
в «Войне и мире» Толстого ее поразило, как она сама пишет в более
позднем письме, что «Наташа, выйдя замуж, стала самкой. Я помню,
эта фраза показалась мне ужасно обидной, она била по мне, как хлыстом,
и она выковала во мне твердое желание никогда не стать самкой -
а остаться человеком (а сколько вокруг нас самок!)».
Тем не менее в 1894 году родился сын Александр. Через
два года - Федор. Потом две дочери - Инна и Варвара. С рождением
первенца связан первый душевный кризис Инессы - отказ от религии.
Хотя в юности она была очень религиозна, но то, что церковь запрещает
женщинам шесть недель после родов посещать храмы, показалось ей
нелепым и обидным и полностью разрушило ее веру. Так проявился максимализм
ее натуры - или все, или ничего.
Для дамы, занимающей столь высокое положение, было только одно поле
деятельности - благотворительность. И она вступает в московское
«Общество улучшения участи женщин», где вскоре становится одной
из самых активных участниц, а в 1900 году - председательницей. Довольно
быстро Инесса убедилась, что Общество занимается демагогией. Она
пыталась организовать при обществе воскресные школы, но власти запретили.
Не разрешили и другие ее проекты - народную библиотеку-читальню
и печатный орган Общества.
Инесса увлеклась научной литературой - читала труды
по экономике, социологии, истории... Вступила в переписку с иностранными
женскими феминистическими организациями. Увлеклась социалистическими
идеями - во многом под влиянием студентов, бывавших в Пушкине: друзей
Бориса по университету и репетиторов младших детей. Постепенно Инесса
отдаляется от мужа, который хоть и находится под сильным влиянием
жены, но все меньше разделяет ее убеждения. И Инесса сходится с
братом мужа Владимиром - он, убежденный социал-демократ, близок
ей и по взглядам, и по чувствам. Любовь была сильная и взаимная,
ни перед кем не скрываемая: Инесса сразу призналась мужу, и Александр
отпустил любимую жену с детьми. Инесса и Владимир поселились вместе
в Москве, на Остоженке. В 1903 году у них родился сын Андрей. Александр
не только простил измену Инессы, но и остался ей другом на всю жизнь.
Когда возникала необходимость, он приходил на помощь -давал деньги,
хлопотал, заботился о детях. Их развод не был официально оформлен
- видимо, из-за детей, которых они воспитывали вместе. Не исключено,
что на развитие ситуации повлиял невероятно популярный в то время
роман Чернышевского «Что делать?». Там описывается схожий случай:
муж Веры Павловны, чья семейная жизнь построена на принципах товарищества,
добровольно уступает другу любимую жену. Инессе было 28 лет, Володе
- 17. Он был ученым-естественником с первоклассным образованием
и чувствительной душой. Он тоже попал под влияние Инессы, постепенно
втянувшей его в революционную работу.
|